Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 3. Точки бифуркации, предельные точки и критические нагрузкиНа диаграмме нагрузка — перемещение, относящейся к первому примеру, ось ординат соответствует исходному вертикальному положению равновесия стержня, а кривая На диаграмме нагрузка — перемещение для первой системы (рис. 1.10, а) характерной является точка Такие точки, в которых решение расщепляется на две ветви, называются точками бифуркации или точками ветвления решения. В данном случае точка Вторая система качественно иначе ведет себя под нагрузкой. Исходное вертикальное положение стержня остается устойчивым до тех пор, пока
Рис. 1.10. На рис. 1.10, а стрелками показано поведение второй системы. Важно подчеркнуть, что если в первой системе переход от исходного вертикального положения равновесия к новому отклоненному положению статического равновесия при плавном увеличении нагрузки происходит плавно без перескоков, то во второй системе даже плавное увеличение нагрузки неизбежно сопровождается скачкообразным переходом в новое устойчивое статическое положение равновесия. (В реальных условиях при таком перескоке возникают колебания относительно нового устойчивого положения статического равновесия. И только после того как силы сопротивления погасят колебания, система займет новое устойчивое положение статического равновесия. Этот переходный процесс описывается с использованием динамического подхода и здесь не рассматривается При разгрузке две рассматриваемые системы ведут себя также по-разному. При уменьшении нагрузки первая система в обратном порядке проходит все этапы нагружения: в точке бифуркации В дальнейшем нам будут встречаться критические точки бифуркации двух рассмотренных выше основных типов. В критической точке бифуркации первого типа исходная устойчивая форма равновесия сменяется другой устойчивой формой равновесия, причем точка бифуркации первого типа соответствует устойчивому равновесию (например, точка Вообще говоря, могут быть точки бифуркации других типов, например, точки, в которых пресекаются два решения, соответствующие неустойчивым положениям равновесия (согласно приведенному выше определению они не являются критическими).
Рис. 1.11. Однако точки бифуркации указанных выше двух типов играют первостепенную роль в теории упругой устойчивости. Кроме точек бифуркации в теории устойчивости важное значение имеют так называемые предельные точки. На рис. 1.11, а изображена система, состоящая из двух жестких стержней, соединенных шарниром. Зависимость между силой В предельной точке не пересекаются различные решения. Однако при переходе через нее устойчивое равновесие становится неустойчивым, причем предельная точка обычно соответствует неустойчивому равновесию. В соответствии с приведенным выше определением предельные точки исходной формы равновесия являются критическими. Критические точки бифуркации первого типа характерны для задач устойчивости упругих стержней и пластин, критические точки бифуркации второго типа — для задач устойчивости тонких упругих оболочек. Критические предельные точки характерны для задач устойчивости пологих оболочек и тонких упругих оболочек с начальными геометрическими несовершенствами. В предыдущих примерах при определении точек бифуркации и критических нагрузок рассматривались не только простейшие механические системы, но и их предельно идеализированные схемы. Возникает естественный вопрос, насколько полно и точно такие схемы могут отражать поведение реальных систем. Так, в рассматриваемых выше примерах считалось, что оси стержней, до нагружения расположены строго вертикально. В реальной системе практически всегда начальный угол отклонения оси стержня от вертикали не равен нулю. На тех же простейших примерах выясним, насколько существенно влияние начальных геометрических несовершенств такого типа на поведение систем под нагрузкой, т. е. насколько различно поведение систем, имеющих начальные геометрические несовершенства, и идеализированных. Снова рассмотрим первый пример, но будем считать, что в ненагруженном состоянии ось стержня отклонена от вертикали на некоторый угол Если полный угол отклонения стержня при нагружении обозначить
Откуда при
Несложный анализ позволяет установить, какие из ветвей полученного решения соответствуют устойчивым положениям равновесия. Результат такого анализа схематично изображен на рис. 1.12, б. При плавном увеличении нагрузки реализуется правая ветвь, все точки которой соответствуют устойчивым положениям равновесия отклоненного стержня. На этой ветви кривой при На рис. 1.12, в показан вид правых ветвей в окрестности точки бифуркации
Рис. 1.12. При малых нагрузках по сравнению с этим критическим значением отклонения стержня остаются малыми. Рассмотрим влияние начального отклонения
Рис. 1.13. Откуда при
Проанализировав знак второй производной полной потенциальной энергии по углу отклонения системы, можно установить, какие из ветвей полученного решения соответствуют устойчивым положениям равновесия. Для На рис. 1.13, в построены кривые нагрузка—перемещение для рассматриваемой системы при нескольких значениях начального угла отклонения По результатам анализа влияния начальных отклонений на поведение этой системы можно сделать следующие выводы. Во-первых, критическая точка бифуркации второго типа Во-вторых, при наличии начальных отклонений верхняя критическая нагрузка становится меньше значения, соответствующего точке бифуркации Поведение значительно более сложных упругих систем аналогично поведению рассмотренных простейших систем с начальными несовершенствами. Так, если предельно идеализированная система без начальных несовершенств имеет критическую точку бифуркации первого типа, то поведение реальной системы с начальными несовершенствами вблизи этой точки бифуркации аналогично поведению первой из рассмотренных простейших систем (см. рис. 1.12). Если предельно идеализированная система без начальных несовершенств имеет критическую точку бифуркации второго типа, то поведение реальной системы вблизи этой точки бифуркации аналогично поведению второй из рассмотренных простейших систем (рис. 1.13).
|
1 |
Оглавление
|