Главная > Общий курс физики. T. V. Атомная и ядерная физика (Сивухин Д. В.)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

1. Зная спин ядра, можно по магнитному взаимодействию ядра с электронной оболочкой атома определить и магнитный момент ядра. Вопрос сводится к нахождению постоянной магнитного взаимодействия $A$, входящей в формулу (66.5). Но эта постоянная, даже для легких атомов, теоретически может быть вычислена с малой погрешностью (не превышающей примерно $10 \%$ ). Более надежно спины и магнитные моменты ядер могут быть найдены при исследовании поведения атомных ядер во внешних магнитных полях. Сюда относятся исследования сверхтонкого расщепления зеемановских спектральных линий в таких полях, о чем говорилось в предыдущем параграфе.

Можно также воспользоваться методом Штерна и Герлаха, исследуя отклонения атомных и молекулярных пучков в сильных и резко неоднородных магнитных полях (см. § 36). По числу компонент, на которые расщепляется пучок, можно определить спин, а по значению расщепления – магнитный момент ядра. Однако определение магнитных моментов ядер методом Штерна и Герлаха много труднее, чем магнитных моментов атомов, так как из-за малости магнитных моментов ядер ожидаемое отклонение примерно в тысячи раз меньше, чем у атомов с отличными от нуля магнитными моментами электронных оболочек. Влияние ядер совершенно исчезает на фоне более сильного эффекта атомных оболочек. Для преодоления возникшей трудности опыты надо производить на атомах с замкнутыми электронными оболочками или с молекулами (например, $\mathrm{H}_{2}, \mathrm{H}_{2} \mathrm{O}$ ), у которых магнитные моменты электронных оболочек взаимно скомпенсированы. Кроме того, надо создавать резко неоднородные магнитные поля с градиентами порядка $10^{5}$ Гс/см. И даже в этих случаях наблюдаемое расщепление (около 0,05 мм) сравнимо с разбросом из-за максвелловского распределения скоростей. Фактическое расщепление пучка в подобных опытах не наблюдается, и для определения магнитных моментов приходится тщательно исследовать плотность распределения частиц пучка в месте попадания их на детектор. Хотя методом Штерна и Герлаха и удалось измерить магнитный момент протона, но для определения магнитных моментов ядер этот метод в большинстве случаев непригоден.
2. Прецизионную точность (примерно до семи знаков) дает метод магнитного резонанса, наблюдаемый как на нейтральных пучках атомов или молекул (со скомпенсированными магнитными моментами), так и методом поглощения. В случае нейтронов можно пользоваться только пучками, так как нейтроны нельзя содержать в ампулах. Магнитный резонанс подробно изложен в § 42 , а потому нет необходимости его еще раз излагать здесь. Заметим только, что по числу резонансов можно определить спин, а по резонансным частотам – расстояние между энергетическими уровнями ( $\mu_{\text {яд }} B$ ) и магнитный момент ядра. Методом магнитного резонанса и получены все точные данные о магнитных моментах ядер.
3. Приведем теперь опытные данные относительно спинов и магнитных моментов ядер.
1. Протон и нейтрон, как и электрон, обладают спином, равным $1 / 2$ (в единицах $\hbar$ ). Полный момент импульса каждого нуклона в ядре складывается из его спинового и орбитального моментов по квантовомеханическому правилу сложения моментов. В свою очередь полный момент ядра I по тому же правилу складывается из моментов импульса составляющих его нуклонов.
2. При четных $A$ спин ядра $I$ всегда целый, а при нечетных полуцелый. Исторически этот факт был решающим при переходе от протонно-электронной к протонно-нейтронной модели ядра. В самом деле, например, ядро азота ${ }_{7}^{14} \mathrm{~N}$, состоящее по протонно-электронной модели из 21 частицы, должно было бы иметь полуцелый спин, поскольку спин каждой частицы равен $1 / 2$, а их орбитальные моменты целочисленны. Экспериментально же измеренный спин ядра азота оказался равным 1. В свое время этот факт получил название «азотной катастрофы». В протонно-нейтронной модели ядра противоречия с опытом не получается, так как по этой модели ядро азота состоит из 7 протонов и 7 нейтронов, т. е. из четного числа частиц, а потому его спин, в согласии с опытом, должен быть целым.
3. Для четно-четных стабильных ядер ( $Z$ и $N$ четные) спин всегда равен нулю. К таким ядрам относится больше половины всех стабильных ядер. Почти все остальные стабильные ядра либо четно-нечетные ( $Z$ четное, $N$ нечетное), либо нечетно-четные ( $Z$ нечетное, $N$ четное). Ядер указанных типов имеется примерно поровну. Спины всех этих ядер отличны от нуля, так как все они имеют нечетные $A$. Минимальное значение спина у этих ядер равно $1 / 2$. Нечетно-нечетных стабильных ядер ( $Z$ и $N$ нечетные), как уже указывалось в $\S 64$, имеется всего пять $\left.\left({ }^{2} \mathrm{D},{ }^{6} \mathrm{Li},{ }^{10} \mathrm{~B},{ }^{14} \mathrm{~N},{ }^{50} \mathrm{~V}\right){ }^{1}\right)$. Все они имеют целочисленные спины, отличные от нуля (спин для ${ }^{50} \mathrm{~V}$ равен 6 , для ${ }^{6} \mathrm{Li}-3$, для остальных ядер – 1).
4. Спины всех известных стабильных ядер не превышают $9 / 2$, за исключением ванадия ${ }^{50} \mathrm{~V}$, спин которого равен 6 . Таким образом, спины ядер очень малы по сравнению с суммой абсолютных значений спинов и орбитальных моментов всех частиц, входящих в ядро. Наряду с преобладанием четно-четных ядер, отмеченным выше, этот факт указывает на то, что большинство нуклонов в ядре прочно связано в замкнутых оболочках, имеющих нулевой суммарный момент импульca, и не участвует в создании спина ядра.
5. Ядра со спинами $I \geqslant 1 / 2$ обладают магнитными моментами. Магнитные моменты ядер, о чем уже неоднократно говорилось выше, примерно в тысячи раз меньше магнетона Бора, определяющего магнитный момент электрона. Естественной единицей ядерных магнитных моментов является ядерный магнетон. По определению он в $m_{\mathrm{p}} / m_{\mathrm{e}} \approx 1836$ раз меньше магнетона Бора. Магнитные моменты ядер с ненулевыми спинами – порядка ядерного магнетона. Это указывает на то, что магнитные моменты отдельных нуклонов в ядре, как и их угловые моменты, в основном компенсируют друг друга. Малость же магнитных моментов ядер еще раз свидетельствует против наличия в ядре электронов, поскольку магнитный момент электрона в 1836 раз больше ядерного магнетона.
6. Собственные магнитные моменты нуклонов не аддитивны. Например, дейтрон состоит из протона и нейтрона, магнитные моменты которых (в ядерных магнетонах) равны $\mu_{\mathrm{p}}=2,79, \mu_{\mathrm{n}}=-1,91$. Если бы эти моменты были аддитивны, то магнитный момент дейтрона был бы равен $\mu_{\mathrm{d}}=2,79-1,91=0,88$, тогда как опыт дает $\mu_{\mathrm{d}}=0,86$. Это расхождение далеко выходит за пределы погрешностей. Неаддитивность магнитных моментов находит свое истолкование в нецентральности сил, действующих между нуклонами.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru