Главная > Азбука теории относительности
Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мне посчастливилось учиться в школе, где преподавал Дьюрелл. Почти все наши учебники по математике были написаны им. «Азбука теории относительности» — это одна из примерно пятидесяти книг, которые написал Дьюрелл в свободные от преподавания часы. Пожалуй, это наиболее изящный из его трудов и, безусловно, лучшее популярное введение в теорию относительности, которое кому-либо и когда-либо удавалось написать.

Характерно, что никто из окружающих достаточно хорошо не знал Дьюрелла. Для нас, учеников, он был почти легендарной личностью, а не реальным человеком. Обычно он появлялся в классе точно в половине восьмого и даже ненастным весенним утром настежь распахивал окна. Если кто-либо из учеников отваживался пожаловаться на то, что по комнате гуляет ледяной ветер, Дьюрелл лишь сухо замечал: «Одевайтесь потеплее», — и продолжал урок. Мы мстили, как это принято среди школьников, высмеивая его в непристойных стишках, но было бы совершенно неправильно думать, что мы относились друг к другу неприязненно. Он был для нас чем-то вроде стихии: его не любили и не ненавидели, но все ему подчинялись и уважали его.

Мы жили в атмосфере напряженного труда и борьбы за интеллектуальное превосходство и принимали это как должное. Нам вряд ли могло прийти в голову, что создание подобной обстановки явилось итогом полной усилий и напряжения жизни немногочисленной

группы таких людей, как Дыорелл. Мы трудились над книгами в поте лица своего, ибо пульс жизни был частым, задачи трудными, а отстать было бы равноценно утрате собственного достоинства. Дьюрелл не проявлял повышенного интереса к тем из нас, кто выделялся среди других своими способностями. Каждому доставалась равная доля его внимания. И хотя я, безусловно, был одним из наиболее способных его учеников, мне припоминается лишь единственный случай, когда Дьюрелл дал мне специальное задание. Я потратил кучу времени, мучаясь над особенно запутанной задачей, и в конце концов нашел правильное, но довольно громоздкое решение. Мое решение вернулось обратно с лаконичной пометкой «УЖАСНО», небрежно написанной огромными буквами. Этот листок я бережно хранил многие годы, ибо знал, что к заурядному ученику Дьюрелл не смог бы быть столь безжалостным.

Дьюрелл писал «Азбуку теории относительности», основываясь на своем опыте преподавания теории относительности школьникам. Это в корне отличает эту книгу от многочисленных пособий, написанных людьми, не имевшими подобного опыта. Дьюреллу удалось достичь точности, лаконизма, практичности там, где в изложении других авторов вопрос оказывался запутанным, многословным, абстрактным. Школьники всегда являются наиболее требовательной аудиторией.

В этом предисловии я попытался обрисовать личность Дьюрелла. Нет необходимости говорить что-либо о содержании этой книги, поскольку краткое введение, написанное самим автором, исчерпывающе характеризует его. Хотя я представил читателю Дьюрелла как человека с трудным характером (а так оно и есть), читатель, знакомясь с книгой, не сможет не обнаружить, что автор излагал свои мысли просто и бстроумно, с непринужденностью, доступной лишь подлинному мастеру своего дела.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru