Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ПРЕДИСЛОВИЕМне посчастливилось учиться в школе, где преподавал Дьюрелл. Почти все наши учебники по математике были написаны им. «Азбука теории относительности» — это одна из примерно пятидесяти книг, которые написал Дьюрелл в свободные от преподавания часы. Пожалуй, это наиболее изящный из его трудов и, безусловно, лучшее популярное введение в теорию относительности, которое кому-либо и когда-либо удавалось написать. Характерно, что никто из окружающих достаточно хорошо не знал Дьюрелла. Для нас, учеников, он был почти легендарной личностью, а не реальным человеком. Обычно он появлялся в классе точно в половине восьмого и даже ненастным весенним утром настежь распахивал окна. Если кто-либо из учеников отваживался пожаловаться на то, что по комнате гуляет ледяной ветер, Дьюрелл лишь сухо замечал: «Одевайтесь потеплее», — и продолжал урок. Мы мстили, как это принято среди школьников, высмеивая его в непристойных стишках, но было бы совершенно неправильно думать, что мы относились друг к другу неприязненно. Он был для нас чем-то вроде стихии: его не любили и не ненавидели, но все ему подчинялись и уважали его. Мы жили в атмосфере напряженного труда и борьбы за интеллектуальное превосходство и принимали это как должное. Нам вряд ли могло прийти в голову, что создание подобной обстановки явилось итогом полной усилий и напряжения жизни немногочисленной группы таких людей, как Дыорелл. Мы трудились над книгами в поте лица своего, ибо пульс жизни был частым, задачи трудными, а отстать было бы равноценно утрате собственного достоинства. Дьюрелл не проявлял повышенного интереса к тем из нас, кто выделялся среди других своими способностями. Каждому доставалась равная доля его внимания. И хотя я, безусловно, был одним из наиболее способных его учеников, мне припоминается лишь единственный случай, когда Дьюрелл дал мне специальное задание. Я потратил кучу времени, мучаясь над особенно запутанной задачей, и в конце концов нашел правильное, но довольно громоздкое решение. Мое решение вернулось обратно с лаконичной пометкой «УЖАСНО», небрежно написанной огромными буквами. Этот листок я бережно хранил многие годы, ибо знал, что к заурядному ученику Дьюрелл не смог бы быть столь безжалостным. Дьюрелл писал «Азбуку теории относительности», основываясь на своем опыте преподавания теории относительности школьникам. Это в корне отличает эту книгу от многочисленных пособий, написанных людьми, не имевшими подобного опыта. Дьюреллу удалось достичь точности, лаконизма, практичности там, где в изложении других авторов вопрос оказывался запутанным, многословным, абстрактным. Школьники всегда являются наиболее требовательной аудиторией. В этом предисловии я попытался обрисовать личность Дьюрелла. Нет необходимости говорить что-либо о содержании этой книги, поскольку краткое введение, написанное самим автором, исчерпывающе характеризует его. Хотя я представил читателю Дьюрелла как человека с трудным характером (а так оно и есть), читатель, знакомясь с книгой, не сможет не обнаружить, что автор излагал свои мысли просто и бстроумно, с непринужденностью, доступной лишь подлинному мастеру своего дела.
|
1 |
Оглавление
|