Для описания мира адронов использовались и симметрии более высокие, чем симметрия . Конечно, эти симметрии являются более грубыми, но, как мы увидим, они еще могут быть полезными. Симметрия — это симметрия, которая становится точной в случае пренебрежения массами -мезонов. Заметим, что, считая эти массы равными нулю, мы берем на себя почти такую же смелость, как и утверждая, что они равны между собой, что мы уже делали для группы . На самом же деле приближение, в котором пренебрегают только массой -мезона, гораздо лучше, чем приближение (3)-симметрии ( э , что меньше, чем разница масс -мезонов). Это приближение соответствует подгруппе группы .
На фиг. 5.3 приводится схема групп симметрии, рассмотренных в физике адронов, но в этом разделе мы ограничимся рассмотрением группы и ее подгрупп. (См. также лекции О’Райферти [37] о высших симметриях.)
На уровне средней линии (фиг. 5.3) появляется новая характерная особенность — смешение внутренней симметрии и пространственно-временно́й инвариантности. Оно очень мало для , так как это относится только к оператору четности. В рассматриваемом случае полная группа симметрии является полупрямым произведением
Здесь действует обычным образом на и переставляет два -множителя в группе . Чтобы различать такие (3)-множители, обозначи их . В физической
Фиг. 5.3. Группы симметрии и их размерности.
Схема групп симметрин, используемых в физихе адронов. Стрелки означают вложение в качестве подгруппы.
литературе они известны как киральные группы (土). Группа (5.49) представляет основу для понимания связи оператора четности с различного рода взаимодействиями. Это становится ясным из следующих рассуждений.
Диагональная подгруппа есть группа инвариантности (разд. 5.1-5.3).
Обозначим вектор 16 -мерного векторного пространства алгебры Ли прямой суммой двух векторов
где принадлежит -октету.
В терминах октетного скалярного произведения инвариантное эвклидово скалярное произведение (задаваемое формой Киллинга — Қартана) имеет вид
Закон композиции в алгебре Ли (используем для него знак А) имеет вид
Поскольку , то существует единственная каноническая симметрическая алгебра
Свойство ковариантности электромагнитного и слабого взаимодействий наиболее естественно распространяется на инвариантность при следующем предположении: электрический ток , векторная часть , аксиальная векторная часть (заряженного при ) слабого адронного тока являются образом одного и того же тензорного оператора, который мы впредь будем обозңачать . При этом векторные токи соответствуют , а аксиально-векторный ток соответствует антидиагонали в группе . Слабый ток имеет чистую киральность (-). В явном виде электромагнитный ток равен
Слабые (заряженные) токи равны
Слабое адронное (не лептонное) взаимодействие, записанное в форме Радикати, .имеет вид
Генераторы группы даотся пространственным интегралом тока, т. е.
который в свою очередь есть представление (с точностью до ) алгебры Ли в физическом гильбертовом пространстве
В частом случае -тензорного оператора
что согласуется с уравнением (1.9). В том приближении, когда является точной симметрией , оператор полностью определен. Но когда симметрия нарушается, возникает трудность определения самосопряженного оператора .
Уравнение
для единичных векторов имеет два типа решений. Один тип — это или , где — нормированный положительный псевдокорень, а . Это множество состоит из двух минимальных стратов, каждый из которых в свою очередь состоит из двух орбит. Таким образом, каждая из четырех орбит является критической орбитой для любой гладкой -инвариантной функции на , единичной сфере пространства . Стабилизаторами для этих двух стратов (с точностью до сопряжения) являются и . Решение другого типа представляет собой совокупность векторов , образующих две орбиты, которые входят в страт, состоящий из четырех отдельных орбит для двух других орбит). Их стабилизатором является . Псевдокорни диагональной группы лежат на орбитах, в то время как псевдокорни антидиагонали ( ) находятся вне орбит. Это имеет непосредственное отношение к четности.
Весьма примечательнӧ, что направление электрического заряда — и направление слабого гиперзаряда ( ) определяются двумя решениями (по одному решению каждого типа) уравнения (5.58).
-инвариантность нарушается не только электромагнитным и слабым взаимодействиями, но и полусильным -инвариантным взаимодействием. Существуют два разных интересных промежуточных приближения симметрии сильных взаимодействий между и . Они соответствуют четвертой строке фиг. 5.3. Это группа , уже изученная ранее, и группа , из которой следует правило сумм Адлера — Вайсбергера. В обоих случаях гамильтониан в хорошем приближении является суммой
1) См. лекции О’Paйферти [37].
где оператор инвариантен относительно , а является образом -теңзорного оператора для представления (вещественно неприводимого). Два соответствующих направления для этих двух приближений вновь являются идемпотентамй или нильпотентами канонической симметрической алгебры. За подробным объяснением прошу обращаться к препринту моей и Радикати работы. Это 18-мерное неприводимое вещественное представление в пространстве (которое обычно возникает в модели кварков) таково, что . Таким образом, существует единственная каноническая симметрическая (вещественная) алгебра в , группой автоморфизмов которой является группа . Закон композиции в этой алгебре обозначим Т .
Уравнение
имеет только два типа решеңий (для векторов на инвариантной единичной сфере ), принадлежацих к двум минимальным стратам. Одному решению с соответствует стабилизатор . Другому с соответствует .
Согласно теореме 1 , этот последний случай ( ) соответствует критической орбите для всех -инвариантных функций на [единичные векторы НП ]. Такая орбита является также минимальным стратом с размерностью 9. Страт, соответствующий , тоже минимален: он представляет собой 9-мерное связное подмногообразие (многообразия ), состоящее из 8 -мерных орбит. Из теоремы 2 следует, что каждая инвариантная функция имеет в этом страте по крайней мере две критические орбиты. Для всех функций от ) двумя такими орбитами являются .