Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1-5 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМПосле того как изображение на экране построено, возникает необходимость как-то взаимодействовать с ним или модифицировать его. Для этого был разработан ряд диалоговых устройств. Среди них можно назвать планшет, световое перо, рычаг, мышь, ручки для ввода скалярных величин, функциональные переключатели или кнопки и, разумеется, обычную алфавитно-цифровую клавиатуру. Прежде чем перейти к обсуждению этих физических устройств, рассмотрим функциональные возможности диалоговых графических устройств. Обычно насчитывается четыре или пять функциональных логических классов [1-2] —[1-4]. Логическими диалоговыми устройствами являются локатор, валюатор, селектор и кнопка. Из-за широкой распространенности алфавитно-цифровой клавиатуры ее часто выделяют в пятый класс, называемый клавиатурой. В действительности клавиатуру можно концептуально и функционально считать набором кнопок.
Функцией локатора является выдача координатной информации в двух или трех измерениях. Обычно выдаваемые значения координат являются нормализованными и могут быть как относительными, так и абсолютными. Валюатор применяется для ввода одиночной величины. Обычно это вещественное число между нулем и некоторым вещественным максимумом. Кнопка используется для выбора и активирования событий или процедур, управляющих сценарием диалога. Кнопка обычно представляет двоичную («включено» или «выключено») цифровую информацию. В функцию селектора входит идентификация или выбор объектов или подкартинок в выведенном изображении. Логическая клавиатура обрабатывает текстовую информацию. На рис. 1-6 показана типичная клавиатура.
Рис. 1-6 Алфавитно-цифровая клавиатура. (С разрешения фирмы Evans к, Sutherland Computer Corp.) Наиболее общим устройством класса локаторов является планшет (рис. 1-7). Планшеты можно использовать либо отдельно, либо в комбинации с графическим дисплеем на ЭЛТ. В первом случае их часто называют оцифровывателями. Сам по себе планшет состоит из плоской поверхности и карандаша (похожего на обычный карандаш), который используется для указания точки на поверхности планшета. Обычно положение карандаша распознается, если он находится на небольшом расстоянии от планшета. При работе с ЭЛТ обратная связь на экране обеспечивается с помощью небольшого символа (курсора), отслеживающего перемещение карандаша по поверхности планшета. В случае когда обратная связь используется в качестве отдельного оцифровывателя, она обеспечивается с помощью цифровых отсчетов. Планшеты выдают координатную информацию в двух или трех измерениях. На рис. 1-8 показан трехмерный планшет. Выдаваемые планшетом значения представлены в координатах устройства. Они программно преобразуются в пространство координат пользователя. Обычное разрешение и точность составляют от 0.025 до 0.0025 см.
Рис. 1-7 Типичный планшет. (С разрешения фирмы Adage.)
Рис. 1-8 Трехмерный звуковой планшет. (С разрешения фирмы Science Accessories Corp.) При создании
планшетов используется несколько различных принципов. В первом планшете RAND [1-5] применялась
ортогональная сетка из отдельных проводов, расположенных под поверхностью.
Каждый провод кодируется таким образом, чтобы карандаш, действующий как
приемник информации, в каждой точке пересечения проводов получал уникальный
цифровой код. Декодирование этого кода дает координаты карандаша В одной достаточно интересной реализации планшета применяются звуковые волны. Карандаш используется для создания искры электрического разряда, вызывающей звуковую волну. Она движется во всех направлениях от карандаша по поверхности планшета, образуя круговой звуковой фронт. На его краях в перпендикулярных направлениях смонтированы два чувствительных ленточных микрофона. Координатные расстояния можно определить с помощью точного измерения времени, за которое волна проходит с карандаша до микрофонов. Данную методику можно распространить на три измерения (рис. 1-8). Наиболее
популярны конструкции планшета, в основе которых лежит электромагнитный
принцип. При этом электрические импульсы проходят через сетку из проводов,
расположенных под поверхностью планшета. Время, за которое чередующиеся
импульсы, параллельные координатным осям Сенсорная
панель похожа на планшет и относится к классу локаторов. В типичной сенсорной
панели на двух смежных сторонах расположены источники света, а на двух
противоположных смежных сторонах смонтированы светочувствительные элементы.
Любой предмет, например палец, прерывая два ортогональных луча света,
позволяет определить пару координат В таких локаторных устройствах, как рычаг, шар и мышь, в качестве делителя напряжения часто используются чувствительные переменные резисторы или потенциометры. Аналогичным образом реализуются и ручки для ввода скалярных величин, которые являются устройствами класса валюаторов. Точность всех этих устройств зависит от качества потенциометра и обычно колеблется от 0.1 до 10% всего диапазона измерения. Несмотря на то что разрешение потенциометра по существу бесконечно, его использование в цифровых системах требует аналого-цифрового (АЦ) преобразования. Обычно разрешение АЦ преобразователя изменяется в диапазоне от 8 до 14 бит, т.е. от 1/256 до 1/16384. Валюаторы также реализуются с помощью цифровых преобразователей углового положения, которые для каждого инкрементального угла поворота ручки выдают цифровой результат. Типичное разрешение — от 1/256 до 1/1024. Типичным валюатором является рычаг (рис. 1-9). Подвижный рычаг обычно оборудуется двумя валюаторами — либо потенциометрами, либо преобразователями углового положения, смонтированными на основании прибора. Валюаторы выдают результаты, пропорциональные смещению ручки. В рычаг можно просто добавить третью степень свободы, используя, например, третий валюатор для измерения угла поворота. В качестве эха обратной связи рычага обычно употребляется графический курсор. Шар во многом аналогичен рычагу (рис. 1-10). Чаще всего его можно встретить в радарных установках, например в системах управления воздушными перевозками. Сферический шар смонтирован в основании прибора, причем над поверхностью возвышается только его часть. Шар может свободно вращаться в любом направлении. В основании смонтированы два валюатора (потенциометры или преобразователи углового перемещения), которые улавливают поворот шара и выдают результаты, пропорциональные относительным величинам углов. Кроме обычной обратной связи через курсор, пользователи получают тактильную обратную связь в виде скорости поворота или углового импульса вращения шара.
Рис. 1-9 Рычаг. (С разрешения фирмы Measurement Systems, Inc.)
Рис. 1-10 Шар. (С разрешения фирмы Measurement Systems, Inc.) Рычаг имеет
фиксированное положение с фиксированным началом координат. Мышь и шар,
напротив, характеризуются только относительным положением координат. Обычная
мышь состоит из шара, касающегося поверхности и расположенного в маленьком,
легком футляре. При движении мыши по поверхности шар вращается и управляет
осями двух валюаторов (потенциометров или преобразователей углового
перемещения). Совокупное движение осей дает координаты
Рис. 1-11 Мышь. (С разрешения фирмы Apple Computer, Inc.) Возможно, простейшими из валюаторов являются ручки для ввода скалярных величин. Такие ручки, показанные на рис. 1-12, являются по существу чувствительными вращающимися потенциометрами или точными цифровыми преобразователями углового положения, которые обычно объединяются в группы. Такие устройства особенно удобны при задании параметров для функций поворота, переноса или масштабирования. Кнопки и функциональные переключатели, показанные на рис. 1-13, являются переключателями рычажного или нажимного действия. Они могут быть постоянно нажаты, постоянно отжаты либо иметь кратковременный контакт. Наиболее удобный тип функционального переключателя объединяет в себе обе эти возможности. Обычно можно программно управлять световыми индикаторами, указывающими, какие переключатели или кнопки в данный момент активны. Кнопки и переключатели часто входят в состав других устройств. Например, на тонком конце карандаша планшета обычно располагается переключатель, срабатывающий при нажатии карандаша. На мыши также находится одна или несколько кнопок.
Рис. 1-12 Набор ручек для ввода скалярных значений. (С разрешения фирмы Evans к, Sutherland Computer Corp.)
Рис. 1-13 Функциональные кнопки. (С разрешения фирмы Adage.) Единственным подлинным устройством указания является световое перо (рис. 1-14), которое содержит светочувствительный фотоэлемент и соответствующую электрическую цепь. Основная информация, передаваемая световым пером, связана с синхронизацией и зависит от того, что изображается на экране, и от порядка, в котором происходит его заполнение. Это исключает использование светового пера с дисплеями на запоминающей ЭЛТ (гл. 1-7). Его можно использовать только при дисплеях с регенерацией — векторных или растровых.
Рис. 1-14 Схема светового пера. В тот момент, когда активизированное световое перо оказывается над той областью ЭЛТ векторного дисплея (гл. 1-8), в которой происходит рисование, дисплейному контроллеру посылается сигнал. Он позволяет определить конкретную команду в дисплейном буфере, выполняемую в данный момент времени, что дает возможность идентифицировать отрезок, объект или подкартинку на экране. Используя графический курсор, можно применять световое перо в качестве локатора для векторного устройства с регенерацией изображения. Так
как в растровом дисплее изображение генерируется в фиксированной последовательности,
световое перо используется для определения горизонтальной сканирующей строки
(координаты Несмотря на то что для всех логических устройств существуют соответствующие физические устройства, в конкретной реализации некоторые из них могут отсутствовать. Таким образом, необходимо уметь моделировать логические интерактивные устройства ввода. На рис. 1-15 приведен пример, в котором световое перо используется для моделирования функций логической кнопки путем выбора из меню световых кнопок. Планшет — одно
из самых универсальных физических устройств. Его можно использовать как
оцифровыватель для получения координат
Рис. 1-15 С помощью выбора из меню световое перо используется для моделирования функции логической кнопки. (С разрешения фирмы Adage.)
Рис. 1-16 Использование планшета для моделирования всех логических интерактивных функций: (а) локатора, (b) кнопки, (с) клавиатуры, (d) валюатора, (е) селектора. Отдельный
валюатор обычно реализуется в сочетании с кнопкой. Конкретная функция для
определения значения выбирается кнопкой, как правило, из меню. Затем валюатор
можно смоделировать с помощью «числовой оси» (позиция (d) на рис.
1-16). Перемещение курсора вдоль оси генерирует координаты Функцию
указания можно реализовать с помощью локатора путем определения относительных
координат
|
1 |
Оглавление
|