Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
Глава 6 Поверхности
6-1 ВВЕДЕНИЕ
Поверхности и их описание играют
важную роль в конструировании и производстве. Очевидными примерами этого
являются разработка и производство автомобильных кузовов, корабельных корпусов,
авиационных фюзеляжей и крыльев; пропеллеров, турбин, компрессоров и лопастей
вентиляторов; посуды, мебели и обуви. В этом случае сущность конструирования
либо по функциональным, либо по эстетическим причинам составляет форма или
геометрия поверхности. Описание поверхности также играет важную роль в
представлении данных, полученных в медицине, геологии, физике и других
естественных науках.
Традиционным способом
представления поверхности является использование нескольких ортогональных
проекций. По существу, поверхность задается сеткой ортогональных плоских
кривых, лежащих на секущих плоскостях, и несколькими ортогональными проекциями
определенных «характерных» пространственных линий (см. рис. 5-1). Эти кривые
первоначально могут быть созданы на бумаге либо же взяты (оцифрованы) из
трехмерной модели, например в автомобильной промышленности дизайнерами
традиционно используется глиняная модель.
В машинной графике и
автоматизированном проектировании выгодно разрабатывать «настоящую» трехмерную
математическую модель поверхности. Такая модель позволяет на ранних стадиях и
относительно легко провести анализ характеристик поверхности, например
кривизны, или физических количественных характеристик, зависящих от
поверхности, например объема, площади поверхности, момента инерции и т.д.
Упрощается визуализация поверхности (см. [6-1]), применяемая для разработки или
контроля за ходом разработки. Далее, по сравнению с традиционным методом,
использующим сетку линий, также существенно упрощается генерация необходимой
для изготовления поверхности информации, например управляющих программ для
станка с числовым программным управлением. В ранних работах Безье [6-2], Сабина
[6-3], Петерса [6-4] и других авторов продемонстрирована осуществимость этого
подхода. Разработанные в последнее время методы описания поверхностей достигли
такой стадии развития, что позволяют «почти» исключить традиционное описание
поверхности с помощью сетки линий.
Существуют две основные идеи,
лежащие в основе методов описания поверхностей. В первой, связанной в основном
с именем Кунса, математическую поверхность стараются создать по заранее
известным данным. Во второй, связанной в основном с именем Безье,
математическую поверхность стараются создать ab initio (с самого начала). В первое
время отрасли, связанные с числовыми параметрами, например, конструирование,
тяготели к первому подходу, тогда как отрасли, учитывающие визуальные,
осязательные или эстетические факторы, например дизайнеры и художники, тяготели
ко второму. Последние работы Роджерса ([6-5] - [6-7]) об интерактивных системах
разработки корпусов кораблей и Коэна ([6-8]) о разработке поверхностей
показали, что эти два подхода совместимы.
В следующих разделах представлены
основы математического описания параметрических поверхностей, используемых в
машинной графике и автоматизированном проектировании.