Главная > Активные фазированные антенные решетки
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ГЛАВА 5. Многофункциональная бортовая активная фазированная антенная решетка для РЛС

5.1. Достоинства и недостатки

Активные фазированные антенные решетки (АФАР) уже в течении ряда лет применяются в различных РЛС наземного базирования. Целесообразность использования АФАР для бортовых РЛС требует убедительных обоснований, так как замена существующих бортовых фазированных антенных решеток на активные приводит к существенному увеличению стоимости антенных систем, что должно быть оправдано расширением функциональных возможностей, улучшением характеристик и параметров АФАР по сравнению с ФАР. Созданные в последнее время приемопередающие модули (ППМ) АФАР, включают фазовращатели, аттенюаторы, усилители, а также возможность управления поляризацией, и позволяют рассматривать построение бортовой АФАР с новых позиций и аргументировать целесообразность перехода к АФАР.

Остановимся на целесообразности использования АФАР для РЛС. На борту летательных аппаратов (ЛА) имеется значительное число антенн различных радиосистем. Поэтому возникла задача о создании ФАР, обеспечивающей совместную работу различных бортовых радиосистем (радиоэлектронной борьбы (РЭБ), опознавания, РЛС, связи, навигации и др.). Такая совмещенная антенна носит в литературе название антенны интегрированного радиокомплекса, многофункциональной антенны или АФАР. Создание подобных бортовых совмещенных систем ФАР пока удалось осуществить только для РЛС и опознавания. Это привело к значительным потерям характеристик, особенно по УБЛ.

Построение совмещенных антенных систем возможно на базе АФАР, так как:

в АФАР, в отличии от ФАР, возможно осуществление широкоугольного сканирования с обзором более полусферы; большая надежность системы;

независимая оптимизация характеристик в режиме передачи и приема, а также в помеховой обстановке, благодаря наличию в каждом элементе решетки ППМ с фазовращателем и аттенюатором;

осуществление формирования нескольких независимых управляемых лучей с потерей усиления и без потери усиления при использовании одной излучающей поверхности или различных ее частей в режиме приема и передачи;

наличие в ППМ возможности управления поляризацией излучателей в ФАР и устройств коммутации позволяет реализовать конформные антенные решетки с широкоугольным сканированием;

построение выпуклой АФАР позволяет сделать антенну более широкополосной;

реализация АФАР в виде конформной антенной решетки позволяет использовать поверхность

Одновременно отметим трудности и недостатки, связанные с применением АФАР:

резко возрастает стоимость антенны;

низкий КПД -25%, в отличии от электровакуумных электронных приборов — КПД -50%;

конструктивные трудности, связанные с теплоотводом и размещением модулей, их соединительной системы возбуждения и линий управления, насчитывающих тысячи проводников;

необходимость значительных разработок по метрологическому обеспечению для определения входных и выходных характеристик ППМ, частотных зависимостей электрических длин ППМ;

значительно больший разброс параметров в модулях, состоящих из излучателей, ППМ и устройств возбуждения;

дополнительные внеполосные и побочные излучения в силу разброса характеристик различных усилителей [1], которыми будут обладать характеристики излучаемых сигналов;

частичная корреляция шумов в отдельных усилителях в режиме приема, что может ухудшить шумовые свойства системы [2].

Отмеченные недостатки требуют специальной проработки. Для этого необходимо знать параметры отдельных модулей с допусками.

Рис. 5.1. Вариант построения МБАФАР под обтекателем с плоской ФАР радиусом и двумя дополнительными плоскими решетками (450 мм)

Целью настоящей работы является поиск путей построения многофункциональной бортовой активной фазированной антенной решетки (МБАФАР) для перспективного самолета пятого поколения, обеспечение максимального усиления и выявление возможности совмещения систем опознавания,

связи, навигации и РЛС. Ранее рассмотрен возможный вариант построения антенны, состоящей из одной большой ФАР и двух дополнительных ФАР (рис. 5.1). Такое размещение связано с дальностью действия и сектором обзора (рис. 5.2).

Многофункциональная бортовая АФАР должна иметь следующие характеристики:

желаемый сектор сканирования ±135° в угломестной плоскости и 360° в азимутальной плоскости;

рабочий диапазон — 8-10,5 ГГц (диапазон работы ППМ);

диаметр решетки в носовой части — 760 мм;

диаметр боковых решеток — 450 мм (в варианте рис. 5.1);

требуемая дальность и сектор обзора показаны на рис. 5.2.

Рис. 5. 2. Требования к МБАФАР по дальности действия и сектору обзора в плоскости поверхности Земли

1
Оглавление
email@scask.ru