Главная > Проблемы гидродинамики и их математические модели
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Глава V. ПЛОСКИЕ ЗАДАЧИ

В предыдущих главах уже не раз говорилось об этих задачах в их классической постановке. Здесь мы продолжим разбор, причем наряду с классическими рассмотрим и некоторые новые задачи.

§ 18. Парадоксы в схеме идеальной жидкости

Парадокс подъемной силы. Напомним, что величина давления в установившемся безвихревом течении идеальной несжимаемой жидкости определяется из интеграла Бернулли:

где А — некоторая постоянная, плотность жидкости, -величина скорости течения (действием сил тяжести мы пренебрегаем). Пользуясь этой формулой, нетрудно вычислить результирующую силу давления, действующую на обтекаемое тело в целом. Так как давление на контур у направлено внутрь по его нормали, то сила, действующая на элемент контура, равна

а результирующая сила, действующая на весь контур:

(мы учитываем, что интеграл от по замкнутому контуру равен нулю). Составляющая X вектора F

называется лобовым сопротивлением, подъемной силой.

Преобразуем эту формулу, введя в нее комплексный потенциал течения. Мы знаем, что вектор скорости учитывая, что в силу условия обтекания контура на нем где получаем в точках у

Подставим это в (2) и перейдем к комплексно сопряженным величинам: мы получим классическую формулу С. А. Чаплыгина (1910 г.):

Применим ее к простейшему случаю бесциркуляционного обтекания круглого цилиндра. Здесь комплексный потенциал равен

(где V - скорость на бесконечности), а его производная Подставляя это в формулу (3), мы приходим к парадоксальному результату: и подъемная сила, и лобовое сопротивление в этой задаче оказываются равными нулю!

Как мы сейчас убедимся, парадокс не исчезнет, если мы будем рассматривать бесциркуляционное обтекание произвольного замкнутого контура у. В самом деле, для любого течения во внешности у производная комплексного потенциала течения должна быть аналитической функцией в этой внешности, а в окрестности бесконечности должна иметь разложение вида

где вектор скорости течения в бесконечности.

Интеграл от по любому замкнутому контуру, охватывающему у, равен где Г — циркуляция, поток через этот контур (см. гл. II). В нашем случае,

так как имеется обтекание у, то вдоль у и, следовательно,

С другой стороны, как видно из (5),

(так как по теореме Коши интеграл не меняется при изменении контура вне у, мы можем считать, что он расположен в той области, где (5) уже действует). Сопоставляя эти два факта, мы заключаем, что и интегрируя (5), получаем следующее разложение комплексного потенциала нашего течения в окрестности бесконечности:

здесь с — произвольная постоянная.

Мы видим, что в отсутствии циркуляции при обтекании произвольного контура у разложение в бесконечности не содержит степени Поэтому интеграл в формуле Чаплыгина равен 0, и в этом случае парадокс сохраняется для любого контура.

Условие Чаплыгина. Эти же выкладки показывают, что в случае циркуляционного обтекания произвольного замкнутого контура у в окрестности бесконечности

Подставляя это в формулу (3) и переходя к комплексно сопряженным величинам, получим знаменитую теорему Н. Е. Жуковского о подъемной силе (1904 г.)

Как мы показали в гл. III, комплексный потенциал циркуляционного обтекания круглого цилиндра равен

а критические точки потока —

(переход от рассмотренного там случая к рассматриваемому здесь элементарен). Общий случай обтекания произвольного контура у сводится к предыдущему при помощи конформного отображения внешности у на внешность окружности с нормировкой величина R вполне определяется условиями нормировки. Подставляя в (8) вместо получим комплексный потенциал течения:

полученное представление действует во всей внешности контура, а (6) дает разложение этой функции в окрестности бесконечности.

Подсчитаем число параметров, определяющих это решение задачи обтекания. Функция и радиус R полностью определяются видом обтекаемого контура у и принятыми условиями нормировки. Вектор скорости в бесконечности остается свободным параметром — мы можем задавать его произвольно. Остается выяснить ситуацию с величиной циркуляции Г. Как видно из (9), эта величина полностью определится, если известен аргумент образа точки разветвления или схода потока при отображении В принципе эти точки можно задавать произвольно, так что Г также является свободным параметром.

Однако в приложениях к авиации дело обстоит не так. Обтекаемый контур — профиль крыла самолета — здесь обычно имеет острую кромку, скажем, точку с углом между касательными как на рис. 49. Как мы видели в гл. III, из этого вытекает, что производная отображающей функции обращается в этой точке в бесконечность. Отсюда, вообще говоря, следует физически невозможный вывод о том, что скорость течения в точке бесконечно велика.

Этот парадокс проанализировал С. А. Чаплыгин. Он ввел условие, что точка 20 является точкой схода потока — как показывает простой подсчет, при этом

условии скорость оказывается конечной. В самом деле, в окрестности точки мы имеем и следовательно,

(А и В — некоторые постоянные, Но как видно из решения задачи об обтекании круглого цилиндра в гл. III, производная комплексного потенциала имеет в точке нуль первого порядка, т. е. в окрестности этой точки где С — постоянная.

Рис. 49.

Тогда в окрестности по правилу дифференцирования сложных функций

и эта производная действительно конечна в точке

Гипотеза Чаплыгина достаточно хорошо оправдывается на опыте. По-видимому, это объясняется тем, что если точка схода не совпадает с острием, то вследствие очень больших скоростей вблизи этой точки при сколь угодно малой вязкости образуются вихри, которые и смещают точку схода к острию (подробнее мы рассмотрим это явление в гл. VII в связи с задачей обтекания тел струями). Следствием гипотезы Чаплыгина является то, что циркуляция Г перестает быть свободным параметром задачи — ее величина определяется по формуле (9), если точка известна. Значит, по формуле (7)

определится и величина результатирующей силы, которая действует на крыло:

Описанные здесь результаты можно распространить и на задачу обтекания контуров потоками идеального газа при дозвуковых режимах.

Заметим, однако, что проблема устранения парадоксов нулевой подъемной силы (лобового сопротивления) и бесконечности скорости решается значительно труднее в задачах обтекания контуров, которые имеют острые углы, обращенные острием внутрь контура. Здесь схема идеальной жидкости часто дает большое отклонение от действительности. Некоторые из таких задач мы рассмотрим в дальнейшем изложении.

Пространственный случай. В заключение отметим, что способ устранения парадокса нулевой подъемной силы, который был описан выше, в пространственных задачах неприменим. Рассмотрим причину этого на примере обтекания шара. В плоской задаче обтекания круга для устранения парадокса на бесциркуляционное течение мы наложили течение вида все векторы скорости которого направлены по окружности и имеют постоянную длину. В пространстве аналогичного течения нет — это вытекает из геометрической теоремы, по которой на сфере не существует непрерывного касательного векторного поля отличных от нуля векторов (ее называют теоремой о невозможности причесать ежа). Поэтому в пространственных задачах устранить парадокс описанным выше способом не удается.

Этот парадокс указывает на недостаточность схемы идеальной жидкости. В действительности при обтекании шара с его поверхности срываются вихри, существенно меняющие распределение давлений.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru