Главная > ЗНАКОМСТВО С НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКОЙ (В.С.Анищенко)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Обоснование существования квазигиперболического аттрактора в динамической системе требует доказательства двух положений: 1) в аттракторе все фазовые траектории являются неустойчивыми; 2) при вариации параметров системы устойчивых траекторий не возникает. Эта сугубо математическая задача в силу нелинейности динамической системы не может быть решена в общем виде. Однако применительно к некоторым конкретным динамическим системам эта задача, к счастью, имеет решение.

Рассмотрим наиболее простой пример – аттрактор Лози в двумерной дискретной динамической системе:
\[
\begin{array}{l}
x_{n+1}=1-a\left|x_{n}\right|+y_{n}, \\
y_{n+1}=b x_{n} .
\end{array}
\]

Система (4.3) представляет собой нелинейное взаимно однозначное диссипативное (для $b<1$ !) отображение, которое в силу диффеоморфизма является в строгом смысле отображением Пуанкаре некоторой дифференциальной системы с размерностью фазового пространства $N=3$. Поэтому свойства, обнаруженные и доказанные для этой системы, будут достоверно применимы к потоку в $\mathbf{R}^{3}$.

Рис. 4.3. Аттрактор Лози $G_{0}$ и бассейн его притяжения $G_{1}$ для $a=1.5$ при $b=0.3$ (траектории из серой области имеют в качестве аттрактора бесконечность).

Теоретически установлено, что в системе (4.3) в области значений $1.3<a<1.8$ существует единственный хаотический аттрактор, который не содержит устойчивых неподвижных точек. Этот аттрактор известен в литературе как квазигиперболический аттрактор Лози, для которого нарушается 2-е условие гиперболичности.

На рис. 4.3 приведен аттрактор Лози и область (бассейн) его притяжения. Аттрактор Лози $G_{0}$ – единственное притягивающее множество в интервале $1.3<a<1.8$ при $b=0.3$ с однородным бассейном притяжения $G_{1}$. Любая начальная точка $\left(x_{0}, y_{0}\right)$, принадлежащая бассейну притяжения $G_{1}$, со временем стремится к аттрактору Лози.

Рис. 4.4. Автокорреляционная функция для $a=1.75$. Пунктирной линией показана аппроксимация экспоненциальной функцией $\left(\lambda_{1}=0.53\right.$ – старший ляпуновский показатель, соответствующий параметру $a$ ).

Характерной является зависимость старшего показателя Ляпунова от параметра $a$. При фиксированном $b=0.3$ аттрактор Лози возникает жестко при $a_{\text {кр }}=1.3$ и остается хаотическим во всей области существования $1.3<a<1.8$. Зависимость $\lambda_{1}(a)$ не имеет провалов до нуля и представляет собой гладкую положительно определенную функцию. Этот результат отражает факт отсутствия устойчивых неподвижных точек (окон устойчивости) в области существования аттрактора Лози.

Спектр мощности $S(\omega)$, рассчитанный по координате $x_{n}$ в области существования аттрактора Лози, является гладкой функцией и не включает явных выбросов на каких-либо характерных частотах. Вследствие этого автокорреляционная функция (АКФ) процесса $x_{n}$ спадает по закону, близкому к экспоненциальному (рис. 4.4).

Как уже отмечалось, для грубых гиперболических аттракторов должно выполняться условие трансверсальности пересечения устойчивых и неустойчивых многообразий седловой траектории. Сопоставление рис. 4.3 и 4.5 показывает, что устойчивые многообразия седловых циклов определяют границы бассейна притяжения аттрактора, а сам хаотический аттрактор располагается вдоль неустойчивых сепаратрис, повторяя их форму. Из рис. 4.5 видно, что пересечение многообразий всюду трансверсально и появление гомоклинических траекторий не ведет к рождению устойчивых периодических орбит. Гиперболическое хаотическое множество – единственное притягивающее предельное множество в фазовом пространстве системы (4.3).

Рис. 4.5. Поведение устойчивого и неустойчивого многообразий седлового состояния равновесия $q$ отображения Лози при $a=1.7, b=0.3$.

Рис. 4.6. Распределение вероятностей угла $\phi$ между направлениями устойчивого и неустойчивого многообразий хаотической траектории на аттракторе Лози для $a=1.7, b=0.3(a)$; зависимость минимального угла $\phi_{\min }$ от параметра системы $a$ при $b=0.3$ (б).

Система Лози является одной из простейших, для которых условие гиперболичности траекторий на хаотическом аттракторе можно проверить в численном эксперименте. С этой целью была разработана специальная программа, позволяющая рассчитать вероятность $P(\phi)$ угла $\phi$ между направлениями устойчивого и неустойчивого многообразий седловой траектории $\left(x_{n}, y_{n}\right)$ при $n \rightarrow \infty$ (рис. 4.6,a) [4]. Расчеты углов были проведены для 18000 точек на аттракторе. Из графика видно, что существует некоторое минимальное значение, принимаемое углом $\phi$, и оно отлично от нуля. Минимальное значение $\phi_{\min }$ зависит от параметров отображения (рис. 4.6,б). Во всем интервале значений $a$, где существует хаотический аттрактор, минимальный угол между направлениями устойчивого и неустойчивого многообразий фазовой траектории больше $40^{\circ}$ и в нуль не обращается. Многообразия хаотических траекторий ведут себя так же, как и многообразия седлового цикла: они всегда трансверсальны.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru