Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА V. УРАВНЕНИЯ И СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ§ 14. Уравнения с одной переменной134. Определение уравнения. Корни уравнения.Равенство с переменной Пример 1. Уравнение Пример 2. Уравнение Пример 3. Уравнение Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение 135. Равносильность уравнений.Уравнения, имеющие одни и те же кории, называются равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней. Например, уравнения Уравнения В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение. Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. Например, уравнение Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то нее отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному. Например, уравнение 136. Линейные уравнения.Линейным уравнением с одной переменной Для линейного уравнения 1) 2) 3) Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным. Пример 1. Решить уравнение Решение. По теореме 5.1 (п. 135) данное уравнение равносильно уравнению Пример 2. Решить уравнение Решение. Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей
и далее
137. Квадратные уравнения.Уравнение вида
где а, b, с — действительные числа, причем Корни уравнения
Выражение В случае, когда Используя обозначение Если
Итак, Формула (3) особенно удобна в тех случаях, когда Пример 1. Решить уравнение Решение. Здесь
Итак, Пример 2. Решить уравнение находим Пример 3. Решить уравнение 138. Неполные квадратные уравнения.Если в квадратном уравнении Пример 1. Решить уравнение Репение. Имеем Пример 2. Решить уравнение Решение. Разделив обе части уравнения на 3, получим Итак, уравнение имеет два корня: Пример 3. Решить уравнение Решение. Поскольку 139. Теорема Виета.Если приведенное квадратное уравнение
(сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену). Выведем еще некоторые соотношения между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения Найдем Воспользовавшись формулами (1), получим:
Рассмотрим сумму кубах корней. Имеем:
Воспользовавшись формулами (1) и (2), получим:
Справедлива теорема, обратная теореме Виета. Если числа Эта теорема позволяет в ряде случаев находить корни квадратного уравнения без использования формулы корней. Пример 1. Решить уравнение Решение. Попробуем найти два числа
Такими числами являются 2 и 7. По теореме 5.4. они и служат корнями заданного квадратного уравнения. Пример 2. Решить уравнение Решение. Попробуем найти такие два числа
Нетрудно заметить, что такими числами будут — 7 и 4. Они и являются корнями заданного уравнения. 140. Системы и совокупности уравнении.Рассмотрим уравнение
Ясно, что Общим является число В случае, когда нужно найти значения переменной, удовлетворяющие обоим заданным уравнениям, говорят, что задана система уравнений. Для обозначения системы используется фигурная скобка:
Рассмотрим теперь уравнение Несколько уравнений с одной переменной образуют совокупность уравнений, если ставится задача найти все такие значения переменной, каждое из которых является корнем хотя бы одного из данных уравнений. Для обозначения совокупности иногда используется квадратная скобка:
141. Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.Модуль числа а определяется следующим образом (см. п. 26).
Пример 1. Решить уравнение Решение. Если Ответ: Пример 2. Решить уравнение Решение. Если
Из уравнения значит, найденное значение не может быть корнем данного уравнения. Если
Из уравнения Ответ: Уравнение вида 142. Понятие следствия уравнения.Посторонние корни. Пусть даны два уравнения
Если каждый корень уравнения (1) является одновременно и корнем уравнения (2), то уравнение (2) называется следствием уравнения (1). Заметим, что равносильность уравнений означает, что каждое из уравнений является следствием другого. В процессе решения уравнения часто приходится применять такие преобразования, которые приводят к уравнению, являющемуся следствием исходного. Уравнению-следствию удовлетворяют все корни исходного уравнения, но, кроме них, уравнение-следствие может иметь и такие решения, которые не являются корнями исходного уравнения, это так называемые посторонние корни. Чтобы выявить и отсеять посторонние корни, обычно поступают так: все найденные корни уравнения-следствия проверяют подстановкой в исходное уравнение. Если при решении уравнения мы заменили его уравнением-следствием, то указанная выше проверка является неотъемлемой частью решения уравнения. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в следствие. Рассмотрим уравнение
и умножим обе его части на одно и то же выражение
корнями которого служат как корни уравнения (3), так и корни уравнения Итак, если обе части уравнения умножить на выражение Снова возьмем уравнение (3) и возведем обе его части в квадрат. Получим уравнение
корнями которого служат как корни уравнения (3), так и корни «постороннего» уравнения Например, уравнение Итак, при возведении обеих частей уравнения в квадрат (и вообще в любую четную степень) получается уравнение, являющееся следствием исходного. Значит, при указанном преобразовании возможно появление посторонних корней. Заметим, что возведение обеих частей уравнения в одну и ту же нечетную степень приводит к уравнению, равносильному данному. 143. Уравнения с переменной в знаменателе.Рассмотрим уравнение вида
Решение уравнения вида (1) основано на следующем утверждении: дробь числитель равен нулю» а знаменатель отличен от нуля (на 0 делить нельзя!). Записывают это так: В соответствии со сказанным решение уравнения проводится в два этапа: сначала нужно решить уравнение Таким образом, уравнение Пример. Решить уравнение Решение. Из уравнения 144. Область определения уравнения.Областью определения уравнения Пример. Найти область определения уравнения:
Решение, а) Выражения б) Выражение не определено при в) Корень четной степени имеет смысл лишь при неотрицательных значениях подкоренного выражения. Значит, одновременно должны выполняться условия: г) Логарифм имеет смысл лишь в случае положительного числа под знаком логарифма. Значит, должны одновременно выполняться два неравенства: Ясно, что корни уравнения Так, при решении уравнения Общий вывод таков: если в процессе преобразований уравнения его область определения расширилась, то могут появиться посторонние корни. Поэтому все найденные значения переменной надо проверить подстановкой в исходное уравнение или с помощью области определения исходного уравнения. Пример. Решить уравнение Решение. Если
откуда находим (1) она задается неравенством (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение воряет неравенству 145. Рациональные уравнения.Уравнение Например, целыми являются линейные Чтобы решить рациональное уравнение, нужно: 1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей; 2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель; 3) решить полученное целое уравнение; 4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель. Пример. Решить уравнение Решение. Общим знаменателем имеющихся дробей является
Из уравнения 146. Решение уравнения p(х)=0 методом разложения его левой части на множители.Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение Значит, а — корень хотя бы одного та уравнений
Верно и обратное: если Итак, если Пример 1. Решить уравнение Решение. Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Метод разложения на множители применйм к любым уравнениям вида Пример 2. Решить уравнение Решение. Имеем Но Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0. 147. Решение уравнений методом введения новой переменной.Суть этого метода поясним на примерах. Пример 1. Решить уравнение Решение. Положив
Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен. Из второго квадратного уравнения находим Пример 2. Решить уравнение Решение. Положим Решив это уравнение (см. п. 145), получим Но
или Из первого уравнения находим Тем самым найдены четыре корня заданного уравнения. 148. Биквадратные уравнения.Биквадратным называется уравнение вида Пример. Решить уравнение 149. Решение задач с помощыо составления уравнений.С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и многих других прикладных наук. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений. 1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин. 2) С помощью введенных племенных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение). 3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи. 4) Если буквами Задача 1. Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально? Решение. Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано
Это уравнение имеет два корня: —24 и 20. Ясно, что по смыслу задачи — 24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин. Задача 2. Моторная лодка, обладающая скоростью движения 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки. Решение. Пусть
решая которое, находим два корня: значение Задача 3. Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144. Решение. Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде
Решив это уравнение, иаходим Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24. Задача 4. Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за Решение. Прежде чем решать эту задачу (или другие аналогичные задачи «на работу»), заметим следующее: производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через
решив которое иайдем Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за Задача 5. Из сосуда емкостью Решение. Пусть в первый раз было вылито литров кислоты. Тогда в сосуде осталось
Решив это уравнение, найдем два корня: Задача 6. Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди? Решение. Пусть масса добавленного олова составляет килограммов. Тогда получится сплав массой
Решив это уравнение, получим Задача 7. Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля Решение. Пусть масса стали первого сорта равна
из которого находим 150. Иррациональные уравнения.Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Так, иррациональными являются уравнения Рассмотрим два метода решения иррациональных уравнений: метод всеведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень и метод введения новых переменных (см. п. 147). Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень состоит в следующем: а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду
б) возводят обе части полученного уравнения в
в) учитывая, что
г) решают уравнение и делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение. Пример 1. Решить уравнение Решение. Возведем обе части уравнения в шестую степень, получим Проверка. Подставив 67 вместо Ответ: 67. Пример 2. Решить уравнение
и возведем обе части его в квадрат. Получим:
далее
Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:
откуда Проверка. 1) При
Таким образом, 2) Ответ: 5. Пример 3. Решить уравнение Уравнение Ответ: 34. 151. Показательные уравнения.Показательное уравнение вида
где Имеются два основных метода решения показательных уравнений: 1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Пример 1. Решить уравнение Решение. Данное уравнение равносильно уравнению Пример 2. Решить уравнение Решение. Приведем все степени к одному основанию Получим уравнение Полученное уравнение равносильно уравнению Пример 3. Решить уравнение
Введем новую переменную, положив Из первого уравнения находим, что 152. Логарифмические уравнения.Простейшее логарифмическое уравнение имеет вид:
Чтобы решить уравнение 1) решить уравнение 2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам
Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений: 1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Пример 1. Решить уравнение Решение. Перейдем от заданного уравнения к уравнению Ответ: —3. Пример 2. Решить уравнение Решение. Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду
и далее
Из последнего уравнения находим Подставив поочередно найденные значения Ответ: — 1. Пример 3. Решить уравнение Решение. Так как
Введем новую переменную, положив Ответ: 4. 153. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений.Пример 1. Решить уравнение
Решение. Область определения уравнения:
равносильное уравнению (1). Далее имеем Полагая Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения Пример 2. Решить уравнение
Решение. Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду
Полагая Теперь задача сводится к решению следующей совокупности уравнений:
откуда находим 154. Простейшее тригонометрические уравнения.Уравнение
Здесь Решения уравнения
Уравнение
а уравнение
Пример 1. Решить уравнение Решение. По формуле (1) имеем:
Так как Пример 2. Решить уравнение
Так как
Пример 3. Решить уравнение Решение. Воспользовавшись формулой (3), получим:
откуда находим:
Заметим, что в некоторых случаях удобнее пользоваться частными формулами:
Во всех формулах 155. Методы решения тригонометрических уравнений.Имеются два основных метода решения тригонометрических уравнений: 1) метод разложения на множители; 2) метод введения новой переменной. Пример 1. Решить уравнение Решение. Перенесем 1 в левую часть и, выполнив преобразования левой части, разложим ее на множители. Применим к Из уравнения Из уравнения Таким образом, решение заданного уравнения таково:
Пример 2. Решить уравнение Решение. Так как
и далее Положив Решая это уравнение, находим Значит, либо Ответ: Метод введения новой переменной полезен при решении так называемых однородных уравнений, т. е. уравнений вида a Рассмотрим случай, когда
При Пример 3. Решить уравнение Решение. Разделив обе часта уравнения почленно на Пример 4. Решить уравнение Решение. Разделив обе части этого однородного уравнения второй степени на Решив совокупность уравнений Пример 5. Решить уравнение Решение. Имеем:
В полученном уравнении отсутствует член вида Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений
Из первого уравнения совокупности (2) находим Итак, получаем две серии решений: 156. Универсальная подстановка (для тригонометрических уравнений).Если
В самом деле, имеем:
Итак, Поскольку использование универсальной подстановки возможно лишь при Решение. Выражая
Решив это уравнение, получим
Проверкой убеждаемся, что значения
Пример 2. Решить уравнение
откуда Однако нужно еще проверить, не удовлетворяют ли заданному уравнению те значения
Проверка показывает, что значения
157. Метод введения вспомогательного аргумента (для тригонометрических уравнений).Иногда при решении тригонометрических уравнений оказывается полезным заменить выражение а Пример 1. Решить уравнение
Перепишем последнее уравнение следующим образом:
Но Пример 2. Решить уравнение Решение. Имеем:
Полагая
и далее
Решая совокупность уравнений
158. Графическое решение уравнений.На практике довольно часто оказывается полезным графический метод решения уравнений. Он заключается в следующем: для решения уравнения Например, график функции
функции Часто уравнение Так, для решения уравнения Пример 1. Решить графически уравнение Решение. Уравнение целесообразно переписать в виде
Теперь решение уравнения может быть сведено к нахождению абсцисс точек пересечения графиков функций На рисунке 68, в построены в одной системе координат графики функций Пример 2. Решить уравнение Решение. Построим в одной системе координат графики функций
График этой функции изображен на рисунке 69, б. На рисунке 69, в оба графика изображены в одной системе координат. Они пересекаются в двух точках с абсциссами С графическим методом решения уравнения Пример 3. Решить уравнение Решение, Легко заметить, что 159. Уравнения с параметром.Пусть дано равенство с переменными
Если ставится задача для каждого действительного значения а решить это уравнение относительно х, то уравнение
Решить уравнение с параметром Пример 1. Решить уравнение
Решение. Рассмотрим прежде всего те значения параметра, которые обращают в нуль коэффициент при X (при этих значениях параметра невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при х, а при остальных значениях параметра такое деление возможно). Такими значениями являются Таким образом, если если Пример 2. Решить уравнение
Решение. Выделим особо значение параметра случае Если
если Итак, если
Пример 3. При каких значениях параметра о уравнение
имеет два различных отрицательных корня? Решение. Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня
Значит, должно выполняться неравенство
Поскольку по условию В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):
Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183):
|
1 |
Оглавление
|