Главная > Выборочный метод
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

5.6.4. СРАВНЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ ПО РАЗНОСТИ И ПО ОТНОШЕНИЮ

Если при оценивании суммарного или среднего значения для совокупности имеется факторный признак, который позволяет применить оценивание по разности, то в таком случае применимо оценивание и по отношению.

Если установлено, что оба эти метода эффективнее прямого оценивания (см. 5.4.4 и 5.6.3), то для решения вопроса, какому же из них отдать предпочтение, нужно сравнить стандартные ошибки (соответственно и ). Так как условия для обеспечения эффективности одинаковы как при оценивании средних, так и при оценивании суммарных значений, мы ограничимся только сравнением стандартных ошибок оценок среднего. Эти стандартные ошибки составляют:

    (5.6.18)

Легко видно, что

    (5.6.20)

или

    (5.6.21)

Это соотношение получается непосредственно из сравнения формул (5.6.18) и (5.6.19). Естественно, можно рассчитать численное значение и прямо сделать вывод 0 том, какой метод более подходящий. Однако определение условий, - накладываемых на значения и t для выбора того или другого метода, позволяет лучше понять специфику каждого из них. Соотношение (5.6.21), конечно, мало содержательно. С помощью простых преобразований получим:

    (5.6.22)

Это неравенство нельзя просто сократить на . При оба способа равноценны.

При получим

При получим

Если прибавить еще условия, при которых следует предпочесть прямое оценивание, то получаются следующие области значений коэффициента корреляции между результативным и факторным признаками, при которых один из трех способов оценивания суммарных или средних значений для совокупности дает наименьшую стандартную ошибку.

При

При

Если имеется информация о величинах то с помощью соотношений (5.6.25) и (5.6.26) можно легко принять решение о выборе способа оценивания. Этот выбор может быть облегчен также с помощью рис. 21. При заданной величине коэффициента корреляции, представляющего собой меру тесноты связи между результативным и факторным признаком, оценивание по отношению и по разности наиболее эффективно по сравнению с прямым оцениванием, когда значение величины, откладываемой по оси абсцисс, равно коэффициенту корреляции. При оценивании по отношению кривые на рис. 21 достигают минимума, когда , а при оценивании по разности когда . Кривые на рис. 21 изображают как величину отношения дисперсии оценки по отношению к дисперсии прямой оценки, так и величину отношения дисперсии оценки по разности к дисперсии прямой оценки. Поэтому предпочтение отдается тому методу, при котором это отношение меньше, т. е. (при заданном коэффициенте корреляции) ближе к минимуму.

Таким образом,

если

    (5.6.27)

Это условие выполняется точно, так как кривые симметричны относительно своих минимумов.

Пример. Пусть результативный и факторный признаки коррелированы с Средние квадратичные отклонения приблизительно равны, например Отношение средних значений признаков . Тогда . В этом случае оценивание по разности, следовательно, эффективнее, чем оценивание по отношению.

Из рис. 21 можно также видеть, что величина отношения дисперсии оценки по разности к дисперсии прямой оценки равна Чтобы с помощью оценивания по разности получить ту же самую стандартную ошибку, что и при прямом оценивании, необходимы только 20% объема выборки. Величина отношения дисперсии оценки по отношению к дисперсии прямой оценки равна т. е. значительно больше, чем при оценивании по разности. Чтобы с помощью оценивания по отношению получить ту же самую стандартную ошибку, что и при прямом оценивании, необходимы 43% объема выборки.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru