Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
23. Как и в случае точки, мы не всегда в состоянии количественно оденить устойчивость равновесия твердого тела, но в каждом данном случае можно придти к качественной оденке, определяя на основании критерия, Јказанного в II. 18 гл. IX, какое равновесие имеет место в этом стучае: устойчивое, неустойчивое или безразличное. Применим этот критерий к двум особенно простым случаям. Здесь мы допустим это и заметим, что если для твердого тела, закрепленного в точке $O$, активные силы сводятся к весу, то в положении равновесия центр тяжести $G$ должен находиться на вертикали, проходящей через закрепленную точку $O$. При этом необходимо различать три случая, в зависимости от того, совпадает ли $G$ с $O$, находится ли $G$ виже или выше $O$ (фиг. 37). В первом случае при всяком перемещении твердого тела, совместимом со связями (т. е. при всяком перемещении, которое оставляет неподвижной закрепленную точку), центр тяжести $G$ остается неподвижным, а, следовательно, работа веса равна нулю ${ }^{1}$ ). Речь идет поэтому о безразличном равновесии. C другой стороны, из активных сил такому же условию удовлетворяет вес, так как он пересекает прямую $g$, тогда как сила $\tau$ всегда имеет относительно $g$ момент (по абсолютному значению равный $R \tau$ ), отличный от нуля. Таким образом, ввиду того что результирующий момент всех внешних сил относительно прямой $g$ не равен нулю, мы приходим к заключению, что равновесие невозможно, как бы мала ни была сила $\tau$. Мы уже не раз отмечали, что абсолютная недеформируемость твердых тел с физической точки эрения недопустима. Легко видеть, что, отказываясь от предположения „а“ абсолютной твердости, можно сохранить предположение „б“, не впадая в противоречия. В самом деле, допустив, что у цилиндра (или у пола, или у того и другого) возникает какая-то деформация, так что соприкосновение имеет место не только по одной прямой $g$, но по целой площадке (узкая полоска, содержащая прямую $g$ ), мы увидим, что момент реакций относительно прямой $g$ уже не должен обязательно обращаться в нуль; основываясь на этом допущении, можно также очень хорошо объяснить (при помощи обычных законов трения скольжения), почему вес и достаточно малое натяжение $\tau$ уравновешиваются. Однако отказ от предположения об абсолютной твердости, которое, естественно, напрашивается при оценке данных опыта в первом приближении, вызвал бы полный и коренной пересмотр тех общих принципов статики твердого тела (вспомним, например, о доказательстве достаточности основных условий), которые позволили дать простое и отвечающее действительности изображение наиболее распространенных случаев равновесия твердых тел. С другой стороны, при теоретическом истолковании физических явлений, если иметь в виду приложения, важно охватить все признаки явления в целом, сохраняя, насколько возможно, более простые и более естественные схемы и избегая анализа тех частных признаков, которые не имеют непосредственного практического интереса. Поэтому оказывается удобным оставить без изменения предшоложение „а\» и изменить предположение „б“, которое имеет целиком эмпирическое происхождение, допуская, что в каждой опоре, наряду с обычной силой, предускатриваемой законом Кулона, возникает пара с незначительным моментом, как это должно было бы происходить в действительном случае, когда тело вместо одной геометрической точки $P$ опиралось бы на малую площадку, окружающую $P$. Тогда реакции, происходящие от точек площадки, вообще говоря, сводились бы не к одной силе, приложенной в $P$, а к силе и паре с малым моментом (при заданных малых размерах площадки). Для определения этой добавочной пары мы будем иметь в виду указанный выше случай цилиндра и будем искать, как, исходя из этого примера, получить более общий критерий, приложимый ко всем случаям начинающегося качения. Реактивной паре, которая может уравновесить внешнюю силу с моментом относительно $g$, не превосходящим $\Gamma_{0}$, дают название пары трения качения, а $\Gamma_{0}$ называется предельным моментом трения качения. Как мы видим, отнопение $\Gamma_{0} / R$ измеряет так называемую предельную силу тяги, т. е. напбольшую горизонтальную силу, перпендикулярную к оси, которая, будучи приложена к центру тяжести, не нарушит єго равновесия. Далее, согласно закону Кулона, который первым произвел опыты также и над явлениями этого рода, предельную силу тяги для данного материала обеих соприкасающихся поверхностей надо считать прямо пропорииональной весу цилиндра и обратно пропорчиональной радиусу $R$. В обычных случаях, когда радиус $R$ равен нескольким дециметрам (и в еще большей степени, если речь идет о бо́льших радиүсах), предельная сила тяги всегда будет очень мала по сравнению с предельной силой тяги, относящейся к трению скольжения (гл. IX, п. 2). Так, напрумер, чтобы вызвать качение полйрованного металлического цилиндра, с радиусом в 50 см, по деревянному или металлическому столу, тоже полированному, достаточно будет (на высоте оси) приложить силу, которая была бы приближенно равна одмой тысячной веса цилиндра. Коэффициент трения скольжения между аналогичными материалами приближенно равен $1 / 5$; предельная сила тяги была бы равна $1 / 5$ веса тела, т. е. в 200 раз больше, чем предельная сила тяги при качении. где множитель пропорциональности $h$ зависит от материальной природы поверхностей соприкосновения, а не от радиуса $R$. Если, как и в предыдущем пункте, мы предположим, что добавочная сила представляет собой вес, равный весу цилиндра и имеющий относительно прямой $g$ плечо $b$, то условие равновесия выразится соотношениями поэтому множитель $h$ можно исголковать как наибольшее плечо рычага (относительно $g$ ), к конду которого можно приложить вертикальную силу, равную весу цилиндра, не нарушая его равновесия. Множитель $h$ обыновенно называют коэффиииентом или параметром трения качения; в отличие от коэффициента $f$ трения скольжения он представляет собой не отвлеченное число, а некоторую длину (так как выражаетея отношением момента силы к самой силе). Поэтому, если дается его численное значение, необходимо указать еще единицы, в которых он выражен; естественно, удобно принять ту же самую единицу, к которой отнесен радиус $R$. Для колес экипажа на обыкновенной дороге имеем значения $h$, заключенные между 10 и 75 м. в зависимости от типа и состояния, в котором содержится дорога. На замощенных дорогах он изменяется от 10 до 40 мм, если они сильно загрязнены и испорчены; на незамощенных дорогах от 20 до 50 мм и даже больше (до 75 мм), если они нокрыты гравием. С другой стороны, $h$ является длиной, которая (подобно, например, среднему модекулярному расстоянию) зависит исключительно от структуры тела (или, лучпе сказать, от структуры двух соприкасающихся тел), а не от геометрической формы. Грубо интуитивным путем эту длину $h$ можно сопоставить с шероховатостью двух поверхностей, от которых зєвисит взаимное трение. Это заключение не может, конечно, служить удовлетворительной основой для построения окончательной теории трения качения. Однако установленные выше принципы достаточно хорошо соответствуют наблюдаемым фактам и приводят к формулировке общих законов, относящихся $\kappa$ трению качения, достаточных для нужд техники. Например, если к произвольной точке новерхности шара мы приложим горизонтальную склу, направленную как угодно, но достаточно малую, то равновесие будет еще сохранено; то же самое будет происходить и Фиг. 39. в более общем случае действия какой угодно силы $\boldsymbol{F}$ (фиг. 39), не превосходящей ощределенной величины. Это значит, что в точке опоры $P$ возникает не только сила (реакция), но также и пара (реактивная) с моментом $\mathbf{\Gamma}$ (реактивный момент), который может уравновесить момент относительно точки $P$ (вообще говоря, отличный от нуля) внешней силы. Для определения момента $\boldsymbol{\Gamma}$ удобно рассмотреть две его составляющие: тангенциальную $\mathbf{\Gamma}_{\tau}$ и нормальную $\mathbf{\Gamma}_{n}$, соответственно называемые моментом трения качения (или трения второго рода) и моментом трения верчения (или трения третьего рода). Для оправдания таких наименований достаточно обратить внимание на то, что происходит в частных случаях, в которых момент $\mathbf{\Gamma}$ является чисто касательным или чисто нормальным. Шредположим сначала, что на шар действует только одна сила $\boldsymbol{F}$, лежащая в вертикальной плоскости $\pi$, которая проходит через точку ошоры $P$. Момент силы $\boldsymbol{F}$ относительно точки $P$ перпендикулярен к плоскости $\pi$ и, следова’тельно, являетея чисто касательным к пару. При равновесии реактивный момент должен быть прямо противоположным моменту силы $\boldsymbol{F}$ и потому будет тоже касательным к шару. Как только величина силы превзойдет известный Предположим теперь, что шар подвергается действию двух равных и противоположных сил, расположенных в одной и той же горизонтальной плоскости. Момент этой пары сил относительно точки опоры $P$ будет вертикальным; поэтому вертикальным будет и реактивный момент, уравновешивающий момент агтивной пары. Увеличивая этот последний, мы увидим, что шар начнет вращаться вокруг вертикали, проходящей через точку $P$ и представляющей собой линию действия реактивного момента. Это заставляет с полным основанием предположить, что в статических условиях этот момент препятствует телу вертеться, как если бы оно было зажато в подшипниках, расположенных вокруг нормали к плоскости опоры в точке соприкосновения. Поэтому реактивный момент, нормальный к плоскости опоры, и называется моментом трения верчения. Заметим, наконец, что множитель $h_{1}$ допускает истолкование, подобное тому, которое в случае цилиндра (II. 27) было дано для множителя $h$ трения качения; т. е. $h_{1}$ есть наибольшее плечо относительно точки $P$, к концу которого, не нарушал равновесия, можно нриложить добавочную вертикальную силу $P$, равную весу шара. Аналогично $h_{2}$ есть наибольшее плечо, которое можно дать, не нарушая равновесия, горизонтальной паре, состоящей из двух сил, равных по величине весу шара. 1. Если на шар помимо веса (или вместо веса) действуют другие какие угодно силь, то остаются в силе те же самые зажонъ, в предположении, что вместо веса подставлена величина нормального давления, производимого шаром на плоскость опоры, или (что одно и то же) величина $N$ нормальной реакции со стороныи плоскости. При этом подразумевается, что давление направлено в сторону опоры (и, следовательно, реакци нацравлена наружу), так как иначе не возникнут ни сила трения, ни момент трения. Таким образом, в заключение, как синтез непосредственных опытных данных и последующих выводов, можно высказать следующий общий закон трения качения. Если твердое тело опирается в одной или в нескольжих точках на другие тела, то каждая опора $P$ способна противодействовать (обеспечнвая равновесие) не только одной силой $\Phi$, содержащейся во (внешней) полости конуса трения, но еще и моментом $\mathbf{\Gamma}$, который, вообще говоря, может иметь какое угодно направление, но по величине не может превзойти нежоторого предела, зависящего от внешней силь и от материальной природи двух соприкасающихея поверхностей. Если мы обозначим через $N$ абсолютное значение составляющей реактивной силы $\Phi$ по нормали $n$ к поверхности опоры в точке $P$, через $\Gamma_{\tau}$ и $\Gamma_{n}$ абсолютные значения касательной (момент трения качения) и нормальной (момент трения верчения) составляющих момента $\boldsymbol{\Gamma}$, то будем иметь где коэффициенты $h_{1}$ и $h_{2}$ в заметной степени не зависят от внешней силы (и, следовательно, от $N$ ), а также и от геометрической формы поверхности соприкосновения. Во многих практически интересных случаях равновесия можно пренебрегать как трением скольжәния, так и трениями качения и верчения (см. § 4). В других случаях (I. 18) существенное влияние оказывает только трение скольжения, трениями же качения и верчения можно пренебречь, так как эффект их весьма мал по сравнению с эффектом трения скольжения. Наконец, бывают также случаи, тоже важные для приложений, когда необходимо принимать во внимание трение качения и трение верчения (или одно их них), чтобы увидеть наиболее существенные черты реального явления. Высказанное общее правило как раз и позволяет поставить и исследовать такие вопросы.
|
1 |
Оглавление
|