Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 10. Рассмотрим (цилиндрический) горизонтальный вал, опирающийся двумя своими концами на подшипники, каждый нз которых состоит из цилиндрической впадины немного большего, чем у вала, диаметра, и предположим, что вал вращается равномерно вокруг собственной оси. Мы покажем сейчас, что в условиях действия сил, которые часто наблюдаются на практике (и которые немного позже будут точно определены), вал при наличии трения опирается на подшишники не в самых нижних точках этих шодшишников, как это могло бы казаться с первого взгляда и как это очевидно происходит при равновесии. Разберем сначала фиктивныї случай, рассматривая явление в вертикальном плоском сечении. В этом случае мы будем иметь твердый круг (круглый диск) с радиусом $r$, равномерно вращающийся вокруг собственного центра $O$, опираясь точкой $P$ (см. фиг. 77 на стр. 294) на неподвижную окружность (след подшипника). Предположим, что внешние, действительно приложенные силы (все расположенные в названной плоскости) приводятся к следүющим двум парам и двум силам: Выясним теперь, каким образом вал может находиться в (равномерном) установившемся вращении вокруг собственной оси. Очевидно, достаточно будет выразить, что по отношению к системе осей, неизменно связанных с валом и, следовательно, равномерно вращающихся вместе с ним, имеет место относительное равновесие самого вала под действием только что перечисленных сил. Так как речь идет о твердом теле, то необходимо и достаточно, чтобы удовлетворялись основные уравнения; при этом подразумевается, что, согласно ранее изложенному правилу, необходимо принять во внимание также и дентробежные силы отдельных точек тела. В настоящем случае при заданной однородности вала центробежной силе, возникающей в любом элементе $A$, соответствует равная и прямо противоположная центробежная сила, относящаяся к элементу $A^{\prime}$, симметричному $A$ относительно $O$. Отсюда следует, что совокупность дентробежных сил ничего не вносит в основные уравнения, и поэтому от них можно отвлечься. Выразим теперь, что результирующая внешних сил обращается в нуль. Так как результирующая каждой из пар (движущей пары и пары сопротивления) равна нүлю, то должна быть равна нулю также и геометрическая сумма веса и реакции $\boldsymbol{R}$, что означает, что вес и реакция должны составлять третью пару (или, в частности, должны быть равны и прямо противоположны). Для того чтобы пойти далее, необходимо принять во внимание то обстоятельство, что реакция $\boldsymbol{R}$ является как раз одной из тех сил, на поведение которых влияет состояние движения, так что на $\boldsymbol{R}$, в условиях движения, нельзя распространять правила, полученные из опытов над статическим трением (гл. IX). Опираясь на экспериментальный результат, который лүчше и более строго будет объяснен в динамике, мы ограничимся здесь утверждением, что во время движения реацция в каждый момент действует по образующей внешней полости конуса трения (динамического) с вершиной в точке ошоры, имеющего осью нормаль, а именно по той образующей, проекция которой на касательную к траектории направлена в сторону, противоположную стороне движения точки диска, совпадающей в рассматриваемый момент с точкой опоры. Если мы исключим идеальный случай, когда трение равно нулю, то отсюда будет следовать, что точка опоры не должна совпадать с самой нижней точкой подшипника. Действительно, так как в этом случае вертикаль совпадает с нормалью к поверхности подшипника, она не может быть образующей конуса трения, и потому невозможно, чтобы результирующая веса и реакции была равна нүлю. Выразим теперь, что результирующий момент относительно точки $O$ всех внешних сил, действующих на вал, равен нулю. Это векторное соотношение сводится к алгебрапческому, так как линией действия всех моментов является ось вала, так что достаточно, чтобы обращался в нуль результирующий момент относительно этой оси. Обозначим через $\Gamma_{1}, \Gamma_{2}$ величины моментов движущей пары и пары сопротивления; момент пары вес-реакция (ввиду того, что линия действия веса проходит через точку $O$, а линия действия реакции есть вертикаль, проходящая через точку $P$ ) по абсолютной величине равен его можно считать равным величине $\operatorname{rpf}$ ( $f$ – коэффициент динамического трения), если угол $\varphi$ достаточно мал. С другой стороны, он напразлен в ту же сторону, что и момент $\boldsymbol{\Gamma}_{2}$, нотому что касательная составляющая реакции оказывает сопротивление движению, а нормальная реакция имеет момент, равный нулю, так как направлена в точку $O$. Поэтому абсолютная величина $\Gamma_{1}$ момента движущей пары должна быть равна сумме абсолютных величин моментов двџх других пар, т. е. где можно считать $\gamma=r p f$. Если мы предположим, что другие внешние силы попрежнему приводятея к двум парам (движущей и сопротивления) с моментами $\Gamma_{1}$ и $\Gamma_{2}$, имеющими линией действия ось вала, то для относительного равновесия, очевидно, будет достаточно: Если допустить, что угол трения $\varphi$ один п тот же для обоих подшипников, то первые два условия будут удовлетворены прп равенстве углов смещения обеих опор $P_{1}$ п $P_{2}$. Третье условие, если через $\gamma_{1}$ и $\gamma_{2}$ обозначим моменты (относительно оси вращения) двух пар $\boldsymbol{p}_{1}, \boldsymbol{R}_{1}$ и $\boldsymbol{p}_{2}, \boldsymbol{R}_{2}$, выразится арифметическим равенством Как и в предыдущем пунктө, мы будем имөть приближенно где $r$ есть радиус вала. Отсюда следует, что где $p$-полный вес вала.
|
1 |
Оглавление
|