Главная > KУPC ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ. ТОМ ПЕРВЫЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Т. ЛЕВИ-ЧИВИТА И У. АМАЛЬДИ)
<< Предыдущий параграф
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

28. Вращательное движение можно, как известно, передавать с одного вала на другой, параллельный первому, посредством ремня, натянутого на два пкива, каждый из которых жестко соединен с соответствующим валом; оба шкива должны лежать в одной и той же плоскости, нормальной к обеим осямм вращения.

Обратимся к этому случаю и изобразим оба шкива в виде двух окружностей $C$ и $C_{1}$ (фиг. 80); обозначим через $O$ и $O_{1}$ их центры, т. е. следы соответствующих осей, через $A, A_{1}$ и $B, B_{1}$ – точки касания общих касательных к двум окружностям (внешних или внутренних в зависимости от того, будет ли передача өткрытой или перекрестной).

Ремень расположитея приближенно по замкнутому контуру, состоящему из двух дуг окружностей $\overparen{A P B}, \overparen{A_{1} P_{1} B_{1}}$ и из двух прямолинейных отрезков $A A_{1}, B B_{1}$. Предполагая для определенности, что $C_{1}$ являетея ведущим шкивом и шкивы вращаютея в стороны, указанные на фиг. 80 стрелками, будем называть отрезок $B B_{1}$ ремня (в котором движение обращено к ведущему шкиву) ведуиим, а отрезог $A A_{1}$ ведомим.

При установившемея режиме точки ремня движутся с постоянной скоростью, которая передается наружным (рабочим) поверхностям ободов пкивов. После того, как материальный элемент ремня приходит в соприкосновение в положении $A$ (или $B_{1}$ ) с материальным әлементом пкива $C$ (или шкива $C_{1}$ ), он остается в соприкосновении с тем же самым элементом до положения $B$ (или соответственно $A_{1}$ ).

Поэтому, обозначив через $r$ и $r_{1}$ радијсы шкивов $C, C_{1}$ и через $\omega$ и $\omega_{1}$ угловые скорости установившегося движения (соответственно вокруг $O$ и $O_{1}$ ), мы получим, приравнивая линейные окружные скорости,
\[
r \omega=r_{1} \omega_{1} .
\]

29. Предположим, что на ведтщий вал $O_{1}$ (равномерно вращающийся с заданной угловой скоростью $\omega_{1}$ ) накинут ремень для того, чтобы заставить вращаться с угловой скоростью ш другой вал $O$, преодолевая некоторые сопротивления, момент которых относительно оси вращения (точнее, абсолютную величину этого момента) мы обозначим через $\gamma$.

Согласно уравнению (15), мы должны выбрать радиусы $r$ и $r_{1}$ обратно пропорциональными угловым скоростям $\omega$ и $\omega_{1}$. Что же касаетє̈я ремня, то ясно, что он, во-первых, не должен быть натянут слишком слабо, потому что в таком случае или на него не было бы воздействия со стороны шкива $C_{1}$ или же он сбегал бы с обода шкива (или даже с ободов обоих шивов), не сообщая валу $O$ желательного вращения. Но ясно также, что ремень не должен быть и слишком сильно натянут, тап как в этом случае увеличится бесцельно трение (между осями валов и соответствующими подшипниками) и, следовательно, потребуется большая мощность у ведущего вала.

Для того чтобы рассмотреть точнее этот вопрос, определим различные силы, действующие на шाкив $C$ и неизменно связанный с ним вал, имея в виду, что по существу речь идет о твердом теле с неподвижной осью, находжщемєл в равномерном вращении, и что, следовательно, силы должны удовлетворять соответствующему условию относительного равновесия, т. е. должен исчезать результирующий момент относительно неподвижной оси всех внешних сил, действующих на шкив $C$ (центробежные еилы ничего не прибавляют к этому моменту).
Действительно приложенными силами будут:
1) Силы, с которыми ремень действует на шкив $C$ вдоль дуги $\overparen{A P B}$. Их результирующий момент равен (п. 27) $r \Delta T$. Так как в предположенных условиях касательные составляющие этих сил дейетвуют вдоль дуги $\overparen{A P B}$ в сторону от $A$ к $B$, то (согласно замечанию в конце п. 27) будем иметь
\[
T_{B}>T_{A} \quad \text { и } \quad \Delta T=T_{B}-T_{A} .
\]
2) Различные сопротивления, которые можно разделить на полезные и вредные (пассивные сопротивления).

Результирующий момент первых представляет собой данную величину, которую мы обозначим через $\gamma$.

Пассивные же сопротивления, между которыми преобладающим является трение оси о подшипники, наоборот, существенно зависят от натяжения ремня. Обозначим неизвестный заранее момент пассивных сопротивлений через $\alpha$. Тогда $\gamma+\alpha$ будет общим моментом сопротивления.
Поэтому будем иметь
\[
r \Delta T=\gamma+\alpha .
\]

30. Задача, которую мы теперь будем рассматривать, заключается в следующем. Подобрать натяжение ремня так, чтобы:
a) части ремня, налегающие на внешние поверхности ободов, находились в относительном равновесии;
б) выполнялось равенство (16);
в) пассивные сопротивления были сведены к минимуму. Заметим сначала, что при условии хорошей работы передачи величина $\alpha$ должна представлять собой незначительную часть от $\gamma$, так что равенство (16) (с приближениек, достаточным для практически интересных случаев) может быть заменено равенством
\[
r \Delta T=\gamma .
\]

Условие заглючается, таким обрразом, в том, что разность между натяжениями на кондах дуги $A \overparen{P B}$ должна иметь заданное значение.

Далее, легко видеть, что для выполнения условия „б“ надо уменьшить, насколько возможно, натяжение или, если задана разность $\Delta T=T_{B}-T_{A}$ между значениями натяжений на концах, уменьшить, насколько возможно, $T_{A}$ (конечно, при выполнении условия „а“, обеспечивающего относительное равновесие по отношению к $C$ ).

Мы пришли таким образом к условиям п. 25, к, следовательно, для ответа на вопрос задачи должны присоединить к уравнению (16′) предельное соотношение (14) [или (14′), если угловая скорость не слишком велика].

Если в равенство (14) внесем вместо $T_{B}$ значение $T_{A}+\gamma / r$, полученное из соотношения ( $16^{\prime}$ ), то для определения $T_{A}$ окончательно будем пметь уравнение
\[
\frac{T_{A}+\frac{\gamma}{r}-p \frac{\omega^{2} r^{2}}{g}}{T_{A}-p \frac{\omega^{2} r^{2}}{g}}=e^{\rho \theta},
\]

откуда
\[
T_{A}=p \frac{\omega^{2} r^{2}}{g}+\frac{\gamma}{r\left(e^{f^{\theta}}-1\right)} ;
\]

здесь первый член больщей частью весьма мал по сравнению со вторым.
31. Надо заметить, что угол $\theta$ (строго равный $\pi$, если мы имеем открытую передачу между двумя равными шкивами) во всяком случае будет достаточно близок в $\pi$.

На практике обычно для предохранения от соскакивания натяжению задается величина, несколько большая ее нижнего предела. Для $T_{A}$ берется значение, несколько большее значения, даваемого формулой (17), когда в нее вместо $\theta$ подставляется постоянная $4 \pi / 5$.

При $f=0,28$ (среднее значение коэффициента трения для ремней из кожи, на шкивах из чугуна) $e^{0,28 .(4 / 5) \pi}$ очень близко $к 2$, и поэтому формулу (17) можно взять в виде
\[
T_{A}=p \frac{\omega^{2} r^{2}}{g}+\frac{\gamma}{r}
\]

или, для умеренных скоростей, в виде
\[
T_{A}=\frac{\gamma}{r} .
\]

Отметим еще, что когда мы щользуемся формулой (17\”), что встречаетея в большей части обычных случаев, то пз равенетва (16′) имеем
\[
T_{B_{i}}=T_{A}+\frac{\gamma}{r}=2 T_{A},
\]
т. е. натяжение ведущей части ремня равно удвоенному натяжению ведомой части.
32. Мы не заботились о выцолнении условия относительного равновесия ремня относительно шкива $C_{1}$ (условие „а“). Это оправдывается тем обстоятельством, что если исключается проскальзывание на пкиве $C$, то практически будет исключено и проскальзывание на шкиве $C_{1}$.

Чтобы убедиться в этом, заметим, что на двух прямолинейных частях ремня натяжения постоянны ${ }^{1}$ ), так что имеем $T_{A_{1}}=T_{A}^{\prime}$, $T_{B_{1}}=T_{B}$. Условие относительного равновесия (п. 25) части $A_{1} P_{1} B_{1}$ ремня относительно шква $C_{1}$ может быть написано в виде
\[
\frac{T_{B}-\frac{p}{g} \omega^{2} r^{2}}{T_{A}-\frac{p}{g} \omega^{2} r^{2}} \leqslant e^{\rho_{\theta_{1}}},
\]

где через $\theta_{1}$ обозначен угол, соответствующий дуге $A_{1} P_{1} B_{1}$. Это неравенство, конечно, удовлетворяется найденными значениями $T_{A}$ и $T_{B}$. Действительно, мы нашли эти значения из уравнений
\[
\begin{array}{c}
\frac{T_{B}-\frac{p}{g} \omega^{2} r^{2}}{T_{A}-\frac{p}{g} \omega^{2} r^{2}}=e^{\theta} \\
r \Delta T=\gamma,
\end{array}
\]
1) Прямолинейные части ремня, которые сбегают со шкивов с постоянной скоростью, могут рассматриваться как находящиеся в относительном равновесии по отнопению к осям, движущимся поступательно, и притом прямолинейно и равномерно. Условия относительного равновесия будут тогда тождественны (п. 5) с условиями абсолютного равновесия; с другой стороны, постоянство растягивающего усилия в прямолинейной части ремня, на которую нө действуют силы, являэтся, как мы знаем (ср. гл. XIV, п. 35), нөпосредственным следствием из основного постулата.

в которых из осторожности взяли для угла $\theta$ численное значение, несколько меньшее того значения, которое он может иметь в каждом конкретном случае. Поэтому мы необходимо будем пметь
\[
\frac{T_{B}-\frac{p}{g} \omega^{2} r^{2}}{T_{A}-\frac{p}{g} \omega^{2} r^{2}}=e^{f \theta}<e^{f \theta_{1}} .
\]

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru