Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 2. ЛИНЕЙНЫЕ МОДЕЛИ МОРСКИХ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ2.1. Балансировочные режимы и режимы движения МПОФормирование линейных моделей МПО путем линеаризации уравнений динамики движения базируется на предположении существования некоторого стационарного режима равновесия, в окрестностях которого происходят малые изменения кинематических параметров объекта. Если дифференциальное уравнение движения в матричной форме имеет вид то стационарный режим равновесия, характеризующийся постоянством переменных состояния, управляющих воздействий и внешних возмущений Такой режим получил название балансировочного. В определенной степени он является математической абстракцией, так как реальное движение морских подвижных объектов всегда происходит в условиях переменных ветро-волновых возмущений, которые для своей компенсации требуют также переменных управляющих воздействий. Под их влиянием переменные состояния также изменяются во времени, а не остаются постоянными. Однако с точки зрения удобства для математического анализа объектов и систем полезно выделение балансировочного режима из общего движения при решении уравнения (2.1). Ближайшим физическим аналогом балансировочного режима является движение МПО в однородной окружающей среде при постоянстве течения и ветра и полном отсутствии волнения моря с постоянной скоростью поступательного движения и неизменной ориентацией в пространстве Центр масс корабля в балансировочном режиме перемещается в продольном направлении неподвижной координатной системы с постоянной скоростью То, что Кинематические параметры вертикального движения МПО в балансировочном режиме характеризуются постоянной во времени проекцией вектора скорости перемещения центра масс на ось При равенстве в балансировочном режиме углов атаки и дифферента При установившемся режиме поступательного движения в поперечном направлении угол дрейфа и сохраняется постоянным рассмотрение которого из анализа условий равновесия (2.2) целесообразно исключить по аналогии с переменным продольным перемещением центра масс Постоянство углов Эйлера в установившемся режиме движения (иногда допускают отсутствие крена Таким образом, можно представить вектор состояния МПО в балансировочном режиме в виде Рис. 2.1. К определению лансировочных режимов Изменение условий равновесия приводит к новому балансировочному режиму, характеризующемуся своим вектором состояния. Существенной особенностью морских подвижных объектов является многорежимный характер движения и наличие нескольких балансировочных режимов. Причина этого заключена в возможном изменении уровня постоянных возмущений где На рис. 2.1 показаны зависимости Не все балансировочные режимы соответствуют устойчивому установившемуся режиму движения. К ним относятся только точки, лежащие на восходящих ветвях Движение морского подвижного объекта происходит при переменных внешних возмущениях, связанных с ветро-волновым процессом, и непрерывном изменении управляющих воздействий, которые обеспечивают стабилизацию и маневрирование корабля. В соответствии с уравнением (2.1) кинематические параметры МПО в этих условиях также определяются переменным во времени вектором состояния. Все три переменных вектора можно записать путем наложения постоянных составляющих, определяющих опорный балансировочный режим, и переменных отклонений Для удобства анализа и синтеза, моделирования и исследования систем управления МПО удобно свести все многообразие поведения кораблей к трем основным режимам движения, определяемым пределами изменения переменных составляющих векторов состояния, управления и возмущения. Первый из них режим стабилизации характеризуется малыми отклонениями Второй режим режим малого маневрирования связан с переходом объекта из исходного балансировочного режима с состоянием Взаимные переходы в пределах состояний 1, 2, 3, 8, 9, а также 6, 7, 11, 12 (см. рис. 2.1) могут считаться малым маневрированием. Физическим аналогом малого маневрирования является изменение стационарного режима движения. Совокупность режимов малого маневрирования образует режим глубокого маневрирования. Он связан с переходом состояния МПО из одного балансировочного режима в другой, в ходе которого характеристики объекта проявляют свои существенно нелинейные свойства, связанные, в частности, с их перегибами. Если в процессе малого маневрирования состояние объекта проходит промежуточные точки устойчивого равновесия, то при глубоком маневрировании объект последовательно минует несколько балансировочных режимов, среди которых имеются неустойчивые точки. К глубокому маневрированию могут быть отнесены переходы из состояния 6, 7 к 1, 2, 3 или из 11, 12, 13 к 8 (см. рис. 2.1). В реальных условиях движения МПО глубокое маневрирование ассоциируется с аварийным управлением и экстремальными внешними возмущениями, разгоном и торможением корабля. Математическая модель движения МПО в форме (1.1) адекватно описывает все три режима. Но для каждого из них может быть найдено свое описание процесса. Режим стабилизации достаточно точно характеризуется системой линейных дифференциальных уравнений: малое маневрирование двумя кусочно-линейными моделями, а глубокое набором линейных моделей, объединяемых условием непрерывности переменных состояния.
|
1 |
Оглавление
|