Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.7. Уравнения пространственного движения автономного подводного аппаратаВ последние годы подводные аппараты находят широкое применение при проведении научно-исследовательских, аварийно-спасательных, промысловых и других работ на континентальном шельфе и в океане. Аппараты отличаются многообразием форм и габаритных размеров, имеют различные принципы движения, стабилизации и управления. При этом их объединяет способность свободно перемещаться в воде в том или ином удалении от поверхности. Подводные аппараты классифицируют по способу создания движущей силы: гравитационно-гидростатические, автономные и буксируемые. В пределах каждого класса они могут быть обитаемыми или необитаемыми. Гравитационно-гидростатические аппараты движутся за счет потенциальной энергии балласта нескомпенсированного веса. Их всплытие и погружение, а также продольное перемещение, обеспечивается управлением плавучести и ориентацией в пространстве. Этим аппаратом свойственны невысокие скорости и неудобообтекаемые формы, а зона работы может располагаться на значительной глубине, но ограничена по расстоянию. Автономные аппараты имеют специальный двигательно-движительный комплекс. Они могут развивать средние и высокие скорости движения. При ограниченных энергетических ресурсах расширение района работ достигается благодаря удобообтекаемой форме корпуса. Изменение глубины погружения, как правило, осуществляется путем управления дифферентом. Однако некоторые автономные аппараты, кроме винта с горизонтальной линией вала, который создает тягу по продольной оси, имеют вертикальные винты. Последние позволяют всплывать и погружаться не изменяя ориентацию аппарата. Возможность такого маневра, в частности, бывает необходима по условиям использования технологического инструмента для автономных подводных роботов, выполняющих аварийно-спасательные работы. Рис. 2.10. Автономный подводный аппарат Буксируемые подводные аппараты не имеют собственной двигательно-движительной установки. Сила тяги такого аппарата создается натяжением кабель-троса. Поэтому его скорость, глубина погружения, район плавания, особенности движения при выполнении технологических операций во многом определяются особенностями судна-буксира. При всем многообразии подводных аппаратов в характере их движения есть много общего. Поэтому математическое описание процессов управления движением одного класса аппаратов с незначительными изменениями может использоваться при анализе поведения аппаратов других классов. В качестве базовой математической модели используют уравнения автономного подводного аппарата (АПА), который может свободно перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для анализа этих перемещений требуется полная модель пространственного движения твердого тела в жидкой среде. Упрощения допускаются только для частных стационарных режимов, к которым относятся движение и стабилизация аппарата на заданной глубине, всплытие и заглубление по наклонной траектории или вертикально. При составлении уравнений динамики АПА следует иметь в виду, что его форма не соответствует эллипсоиду вращения. Для повышения остойчивости аппараты имеют развитое кормовое оперение в виде стабилизаторов, вертикальных рулей и элеронов (рис. 2.10). Поэтому в матрице присоединенных масс и моментов инерции необходимо учитывать внедиагональные элементы. При симметрии аппарата относительно продольной оси кроме диагональных элементов После перемножения матриц с учетом (1.32) получаем Располагая формулой кинетической энергии, на основании (1.22) определяем проекции векторов количества движения и момента количества движения Уравнения динамики пространственного движения АПА в общей форме получаются подстановкой (2.46) в (1.21) Правые части уравнений (2.47) образуются гидродинамическими силами и моментами, определяемыми выражениями (1.36), (1.37) силами веса С учетом сказанного можно представить внешние силы и моменты уравнений (2.47) в следующем виде: Чтобы получить полную модель пространственного движения АПА, уравнения равновесия сил и моментов (2.47) с учетом (2.48) должны быть дополнены уравнениями связи общего вида (1.7) и (1.13). Эта модель используется для анализа глубокого маневрирования аппарата, крена и дифферента. Режимы малого маневрирования и стабилизации можно исследовать по упрощенным линеаризованным уравнениям. Рассмотрим движение АПА на заданной глубине Линеаризация модели пространственного движения АПА приводит к следующим уравнениям равновесия сил и моментов: а предположение о малых значениях углов Эйлера позволяет использовать упрощенные уравнения связи вида (1.9) (1.18). При хорошей исходной балансировке аппарата, когда достигается совпадение точки приложения силы водоизмещения с центром масс а продольного Структура линейной модели АПА показана на рис. 2.11. Рис. 2.11. Структура линейной модели автономного подводного аппарата Сопоставление (2.50), (2.51) с уравнениями бокового движения СВП (2.35) и продольного движения СПК (2.45) подтверждает структурное подобие линейных моделей различных типов морских подвижных объектов. Специфика подводных аппаратов проявляется в отсутствии позиционных моментов в уравнениях бортовой и килевой качки У АПА слабо проявляется взаимное влияние движений рыскания и крена, что находит отражение в относительно малых величинах коэффициентов Другой характерный режим движения АПА это всплытие или погружение по наклонной траектории с большими углами дифферента, но малыми углами атаки, дрейфа, крена и рыскания при постоянной скорости хода. Переход на наклонную траекторию осуществляется с Помощью горизонтальных рулей, так же как и возвращение в режим плавания по заданной глубине. При этих условиях движение аппарата в продольно-вертикальной плоскости описывают первое и последнее линеаризованное уравнения равновесия сил по вертикальной оси и моментов относительно поперечной оси, преобразованные к форме Коши в предположении а также уравнение связи, которые для этого режима движения являются нелинейными: Нетрудно заметить, что позиционные переменные состояния Особенности математических моделей подводных аппаратов в других режимах движения рассмотрены в [1,12].
|
1 |
Оглавление
|