Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 2.7. Уравнения пространственного движения автономного подводного аппаратаВ последние годы подводные аппараты находят широкое применение при проведении научно-исследовательских, аварийно-спасательных, промысловых и других работ на континентальном шельфе и в океане. Аппараты отличаются многообразием форм и габаритных размеров, имеют различные принципы движения, стабилизации и управления. При этом их объединяет способность свободно перемещаться в воде в том или ином удалении от поверхности. Подводные аппараты классифицируют по способу создания движущей силы: гравитационно-гидростатические, автономные и буксируемые. В пределах каждого класса они могут быть обитаемыми или необитаемыми. Гравитационно-гидростатические аппараты движутся за счет потенциальной энергии балласта нескомпенсированного веса. Их всплытие и погружение, а также продольное перемещение, обеспечивается управлением плавучести и ориентацией в пространстве. Этим аппаратом свойственны невысокие скорости и неудобообтекаемые формы, а зона работы может располагаться на значительной глубине, но ограничена по расстоянию. Автономные аппараты имеют специальный двигательно-движительный комплекс. Они могут развивать средние и высокие скорости движения. При ограниченных энергетических ресурсах расширение района работ достигается благодаря удобообтекаемой форме корпуса. Изменение глубины погружения, как правило, осуществляется путем управления дифферентом. Однако некоторые автономные аппараты, кроме винта с горизонтальной линией вала, который создает тягу по продольной оси, имеют вертикальные винты. Последние позволяют всплывать и погружаться не изменяя ориентацию аппарата. Возможность такого маневра, в частности, бывает необходима по условиям использования технологического инструмента для автономных подводных роботов, выполняющих аварийно-спасательные работы.
Рис. 2.10. Автономный подводный аппарат Буксируемые подводные аппараты не имеют собственной двигательно-движительной установки. Сила тяги такого аппарата создается натяжением кабель-троса. Поэтому его скорость, глубина погружения, район плавания, особенности движения при выполнении технологических операций во многом определяются особенностями судна-буксира. При всем многообразии подводных аппаратов в характере их движения есть много общего. Поэтому математическое описание процессов управления движением одного класса аппаратов с незначительными изменениями может использоваться при анализе поведения аппаратов других классов. В качестве базовой математической модели используют уравнения автономного подводного аппарата (АПА), который может свободно перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для анализа этих перемещений требуется полная модель пространственного движения твердого тела в жидкой среде. Упрощения допускаются только для частных стационарных режимов, к которым относятся движение и стабилизация аппарата на заданной глубине, всплытие и заглубление по наклонной траектории или вертикально. При составлении уравнений динамики АПА следует иметь в виду, что его форма не соответствует эллипсоиду вращения. Для повышения остойчивости аппараты имеют развитое кормовое оперение в виде стабилизаторов, вертикальных рулей и элеронов (рис. 2.10). Поэтому в матрице присоединенных масс и моментов инерции необходимо учитывать внедиагональные элементы. При симметрии аппарата относительно продольной оси кроме диагональных элементов значимую величину имеют и [12]. Поэтому суммарная кинетическая энергия АПА, движущегося в водной среде, не соответствует (1.33), а согласно (1.31) равна
После перемножения матриц с учетом (1.32) получаем
Располагая формулой кинетической энергии, на основании (1.22) определяем проекции векторов количества движения и момента количества движения
Уравнения динамики пространственного движения АПА в общей форме получаются подстановкой (2.46) в (1.21)
Правые части уравнений (2.47) образуются гидродинамическими силами и моментами, определяемыми выражениями (1.36), (1.37) силами веса водоизмещения А и тяги винта , выраженными соотношениями . Специфические особенности формы АПА отражаются в зависимости гидродинамических характеристик от кинематических параметров движения. Многие аппараты имеют разрезные горизонтальные рули (элероны). При разном повороте левой и правой лопастей на углы и дифферентующий момент управления определяется их средним значением кренящий разностью. Другая конструктивная особенность АПА заключается в том, что при одновальной двигательной установке ось вала движителя совмещается с продольной осью аппарата, а сам движитель образуется двумя винтами с противоположным вращением. Благодаря этому сила тяги ориентируется по оси и исключаются сопутствующие дифферентующий и кренящий моменты, которые могли бы играть роль дополнительных возмущений. С учетом сказанного можно представить внешние силы и моменты уравнений (2.47) в следующем виде:
Чтобы получить полную модель пространственного движения АПА, уравнения равновесия сил и моментов (2.47) с учетом (2.48) должны быть дополнены уравнениями связи общего вида (1.7) и (1.13). Эта модель используется для анализа глубокого маневрирования аппарата, крена и дифферента. Режимы малого маневрирования и стабилизации можно исследовать по упрощенным линеаризованным уравнениям. Рассмотрим движение АПА на заданной глубине с постоянной скоростью. Кинематические параметры в исходном балансировочном режиме постоянны и имеют следующие значения . В процессе движения происходят малые колебания переменных состояния (углов атаки и дрейфа, рыскания, крена и дифферента) и управляющих воздействий (углов перекладки вертикального и горизонтального рулей). Линеаризация модели пространственного движения АПА приводит к следующим уравнениям равновесия сил и моментов:
а предположение о малых значениях углов Эйлера позволяет использовать упрощенные уравнения связи вида (1.9) (1.18). При хорошей исходной балансировке аппарата, когда достигается совпадение точки приложения силы водоизмещения с центром масс уравнения бокового и продольного движения АПА оказываются независимыми. После приведения к форме Коши уравнения бокового движения имеют вид
а продольного
Структура линейной модели АПА показана на рис. 2.11.
Рис. 2.11. Структура линейной модели автономного подводного аппарата Сопоставление (2.50), (2.51) с уравнениями бокового движения СВП (2.35) и продольного движения СПК (2.45) подтверждает структурное подобие линейных моделей различных типов морских подвижных объектов. Специфика подводных аппаратов проявляется в отсутствии позиционных моментов в уравнениях бортовой и килевой качки , а также позиционных сил в уравнении вертикальных перемещений . Это означает, что аппарат не обладает остойчивостью и его устойчивое движение возможно при автоматической стабилизации с помощью вертикальных и горизонтальных рулей. У АПА слабо проявляется взаимное влияние движений рыскания и крена, что находит отражение в относительно малых величинах коэффициентов . Поэтому возможен раздельный анализ трех видов движений при плавании АПА на заданной глубине. Бортовая качка, перемещение аппарата в горизонтальной (рыскание и боковой снос) и продольно-вертикальной плоскостях исследуются без учета взаимного влияния. Другой характерный режим движения АПА это всплытие или погружение по наклонной траектории с большими углами дифферента, но малыми углами атаки, дрейфа, крена и рыскания при постоянной скорости хода. Переход на наклонную траекторию осуществляется с Помощью горизонтальных рулей, так же как и возвращение в режим плавания по заданной глубине. При этих условиях движение аппарата в продольно-вертикальной плоскости описывают первое и последнее линеаризованное уравнения равновесия сил по вертикальной оси и моментов относительно поперечной оси, преобразованные к форме Коши в предположении :
а также уравнение связи, которые для этого режима движения являются нелинейными:
Нетрудно заметить, что позиционные переменные состояния не влияют на угол атаки и угловую скорость , которые можно определять путем решения линейных уравнений динамики. Рассчитанные и можно затем использовать, чтобы найти и . Математическая модель движения АПА в рассматриваемом режиме распадается на линейный и нелинейный блоки с односторонней связью между ними. Особенности математических моделей подводных аппаратов в других режимах движения рассмотрены в [1,12].
|
1 |
Оглавление
|