Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.2. Система стабилизации курсаСистема стабилизации курса (ССК) судна предназначена для автоматической ориентации его продольной оси в заданном направлении движения. Если заданный курс судна на частном галсе Функция управления автоматической системы стабилизации курса заключается в том, чтобы поддержать значения угла рыскания близкими к нулю: На рис. 4.2 показано произвольное положение судна в горизонтальной плоскости, определяемое взаимным расположением полусвязанной координатной Рис. 4.2, Ориентация судна в горизонтальной плоскости. Вспомогательная функция ССК состоит в автоматическом изменении курса на величину которая представляет собой разницу между двумя значениями заданного курса: ее называют градусной поправкой. Допустимая величина градусной поправки не превосходит Добиться нулевого значения угла рыскания в любой момент времени практически невозможно. Под влиянием ветро-волновых возмущений, вследствие несимметрии корпуса, неравномерности работы главных механизмов и т. п. корабль постоянно уходит с заданного курса. Система стремится компенсировать эти отклонения, вернуть его на заданный курс с помощью имеющихся на борту технических средств управления направлением движения. В большинстве случаев для этой цели используют вертикальный руль, если скорость судна достаточно высока, чтобы обеспечить необходимую величину скоростного напора и, следовательно, требуемый уровень гидродинамической (или аэродинамической) силы на руле. Мгновенное значение угла рыскания зависит от интенсивности ветро- волновых возмущений, которая определяется скоростями течения Элементы Модель управляемого объекта (4.1) должна быть дополнена уравнением динамики исполнительного органа. Вертикальный руль является Если пренебречь инерционностью привода рулевого устройства, которая существенно меньше инерционности МПО, то при отсутствии обратной связи по углу перекладки руля выражение (4.2) может служить моделью исполнительного органа, а сигнал управления Волновое возмущение МПО случайно. Случайный характер носят также изменения всех координат состояния, в том числе и угла рыскания. При больших временных интервалах процесса управления судном и дисперсия которые не зависят от времени. Чтобы избежать необходимости анализа процесса управления на бесконечном временном интервале, можно воспользоваться оценками математического ожидания и дисперсии При этом интервал доверительности Математическое ожидание угла рыскания определяет статическую ошибку системы управления, дисперсия (или среднеквадратичное отклонение Реализация функции управления (4.3) - не единственное требование к системе. Важно, чтобы оно было достигнуто при минимуме затрат. Так как интенсивная работа руля сопровождается ростом сопротивления движению и повышенным боковым сносом, необходимо, чтобы цель управления была достигнута при ограниченном значении среднего угла перекладки руля и минимуме его дисперсии Аналогичные ограничения накладываются и на скорость перекладки руля с целью облегчить условия работы и уменьшить износ механизмов управления судном. В силу (4.2) Требования (4.3) - (4.5) противоречивы. Действительно, повысить точность стабилизации выходной переменной управляемого объекта можно только за счет интенсификации управления. Нельзя одновременно выполнить условия (4,3) и (4.4). Оптимизация процесса управления достигается на основе компромисса между ними путем минимизации критерия вида при обеспечении заданной статической точности согласно (4.3). В состав критерия оптимальности отдельные слагаемые входят со своими весовыми коэффициентами Иногда критерий качества работы системы стабилизации курса дополняется слагаемым, пропорциональным дисперсии угловой скорости рыскания Достижение поставленной цели осуществляется путем формировав и организацией соответствующих отрицательных обратных связей по состоянию управляемого объекта и исполнительного органа. Первое слагаемое в (4.7) соответствует обратной связи по основной управляемой переменной. Кроме нее в системе предусмотрена демпфирующая обратная связь Совместное рассмотрение (4.2) и (4.7) с учетом того, что все обратные связи в системе отрицательны где Значения коэффициентов обратных связей в (4.7) находят из решения оптимизационной задачи минимизации критерия (4.6). Реализация закона управления (4.6) предполагает, что формирующие его переменные величины поддаются измерению. На корабле устанавливается гирокомпас (или гирокурсоуказатель), представляющий собой гироскопический прибор, на выходе которого напряжение постоянного или переменного тока пропорционально углу рыскания. Угловая скорость рыскания может измеряться с помощью датчика угловых скоростей (ДУС). Он также является гироскопическим прибором, но его выходной электрический сигнал пропорционален производной угла рыскания. В некоторых вариантах системы вместо ДУС используют дифференцирующие электромеханические или электронные устройста, работающие непосредственно по сигналам гирокомпаса. Такого же типа интегрирующие устройства применяют для обратной связи вида Перечисленные приборы составляют информационное обеспечение систем стабилизации курса. Для выполнения градусной поправки в системе предусматривается возможность введения в устройство формирования сигнала Система стабилизации курса, известная под названием "авторулевой" (в зарубежной литературе автопилот), получила самое широкое распространение и находит применение практически на всех типах морских подвижных объектов. В большинстве вариантов реализация закона управления (4.7) осуществляется с помощью аналогового вычислительного устройства электромеханического или электронного типа. В последнее время начали появляться авторулевые в цифровом исполнении, в которых управление (4.7) реализуется программными средствами. На рис. 4.3 приведена развернутая функциональная схема автоматической системы управления курсом судна типа "Аист" с гидроприводом ГП руля, выпускаемой отечественной промышленностью. В системе "Аист" используется сельсиноизмерительное звено курса, которое состоит из сельсина-датчика Рис. 4.3. Развернутая функциональная схема авторулевого. Угловое перемещение на выходе МП пропорционально углу отклонения судна от заданного курса, т. е. углу рыскания Рис. 4.4. Принципиальная схема авторулевого "Аист" На входе усилителя У суммируются управляющий На принципиальной схеме соединения приборов (рис. 4.4) показано, что суммирование сигналов происходит на переменном токе (частота 50 Гц). Для этого обмотки сельсинов Конструктивно система оформлена в виде пульта управления и гидравлического привода. В пульте управления ПУ расположены сельсины На лицевой панели пульта управления расположены шкалы грубого и точного отсчета курса и шкала указателя руля, подвижный индекс, стрелки заданного и истинного положений руля, переключатель режимов управления на три положения, рукоятки устройств настройки, регулирующих коэффициенты дифференцирующего звена и обратной связи по рулю. В качестве исполнительного механизма для управления насосом регулируемой подачи На судах устанавливают две независимые, резервирующие друг друга системы управления, что обеспечивает высокую надежность процесса управления курсом судна. При нажатии на пульте управления кнопки "Автомат" СУ переходит в режим автоматического удержания, и судно идет прямым курсом, совершая около него небольшие колебания (рыскание). При отклонении от заданного курса под влиянием возмущающих воздействий гирокомпас отмечает величину этого отклонения с помощью вырабатывается напряжение Сигналы обратной связи, снимаемые с сельсинов Если рыскание судна несимметрично, то начинает работать интегрирующее устройство, сигнал которого Рассмотрим работу системы при вводе градусных поправок. Предположим, что требуется изменить курс судна на Возможна работа системы в следящем режиме управления рулем. При этом отключается сельсин-приемник курса
Конструкция системы позволяет варьировать коэффициенты закона управления (4.7) путем изменения усиления в канале обратной связи по рулю и в дифференцирующем устройстве. Этим создается практическая возможность оптимизации работы авторулевого согласно критерию (4.6) при изменении условий плавания (скорости и направления хода, интенсивности волнения, ветра, течений, загрузки судна и т. п.).
|
1 |
Оглавление
|