Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ВВЕДЕНИЕПредмет дисциплины „Системы управления морскими подвижными объектами" составляют системотехнические принципы построения этих систем и общие подходы к их проектированию на основе теории оптимальных процессов с использованием вычислительных машин. ГОСТ 19176—85 „Системы управления техническими средствами корабля. Термины и определения" определяют систему управления техническими средствами корабля как „функционально и конструктивно законченное изделие, обеспечивающее управление техническими средствами корабля" (п. 1). Основываясь на этом понятии, можно определить систему управления морским подвижным объектом по особенности управляемого объекта. СУ МПО — это система управления теми техническими средствами, которые обеспечивают постоянство или изменение по определяемому закону кинематических параметров движения, характеризующих положение объекта в заданной координатной системе, его скорость движения, угловую ориентацию и скорость ее изменения. Понятие „морской подвижный объект" является более общим, чем „корабль" или „судно". Оно включает в себя как одиночные суда, так и совокупности судов и аппаратов. Одиночными МПО могут быть надводные водоизмещающие корабли, подводные корабли и аппараты, суда с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, воздушной подушке, экрано-планы). К МПО относятся и многообъектные комплексы для проведения геолого-геофизических и поисково-разведочных работ на шельфе и в океане, а также комплексы для добычи полезных ископаемых. Их особенность состоит в том, что помимо основного водоизмещающего судна комплексы включают в себя аппараты — носители технологических инструментов и приборов, которые, как правило, соединены с судном гибкой связью. Это может быть буксирный кабель-трос, трубопровод эрлифтной установки и т. п. Таким образом, комплекс формируется из двух (или более) объектов с сосредоточенными параметрами, связанных между собой элементом с распределенными параметрами. Разные типы морских подвижных объектов имеют различные системы управления движением. Наибольшее распространение получили авторулевые, которые обеспечивают автоматическую ориентацию корабля в заданном направлении движения. Практически все МПО располагают такой системой. Появление научно-исследовательских судов дало толчок к развитию систем стабилизации судна на заданной линии-профиля, а создание буровых судов и судов для добычи твердых полезных ископаемых в океане потребовало разработки систем динамического позиционирования и стабилизации. Суда с глубоко погруженными управляемыми крыльями не могут нормально двигаться без системы стабилизации продольной и вертикальной качки. В некоторых специальных случаях требуется автоматическая стабилизация бортовой качки. Несмотря на разнообразие систем управления движением и подвижных объектов, СУ МПО имеют структурную общность, обусловленную тем, что во всех случаях управляемым объектом является твердое тело, движущееся в воде, воздухе или на границе раздела водной и воздушной среды. Это приводит к единым системотехническим принципам построения, общим методам анализа и синтеза различных классов СУ МПО. В общем случае системы управления МПО, как и многие другие, включают в себя управляемый объект, исполнительные органы, датчики состояния кинематических параметров и вычислительные устройства, обеспечивающие формирование сигналов управления. Синтез алгоритмов этого вычислительного устройства составляет фундаментальную задачу проектирования СУ МПО, для решения которой приходится привлекать современные методы теории оптимальных процессов, математическое моделирование, электронно-вычислительные машины. В значительной мере успех решения этой задачи зависит от знания условий функционирования управляемого объекта. Поэтому изучение начинается с математических моделей движения МПО и ветро-волновых возмущений с тем, чтобы затем на их основе рассматривать вопросы функциональной организации, синтеза и анализа СУ МПО, машинного проектирования и т. п.
|
1 |
Оглавление
|