Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1.5. Общая форма уравнений движения МПОПоведение морского подвижного объекта рассматривается согласно законам механики движения твердого тела в трехмерном пространстве. Оно имеет шесть степеней свободы. Три из них характеризуют линейные перемещения центра масс и три вращение объекта относительно центра масс. Каждой степени свободы соответствует одна скоростная координата, в качестве которой выступает проекция вектора линейной или угловой скорости на соответствующую ось принятой координатной системы. Мгновенные значения скоростей движения твердого тела подчиняются теоремам об изменении количества движения и момента количества движения. Эти теоремы выражаются в виде векторных уравнений, которые в неподвижной системе координат имеют вид где Однако уравнения движения МПО записывают обычно в системе координат, жестко связанной с корпусом. Это объясняется тем, что силы и моменты взаимодействия корпуса МПО с окружающей средой, а также силы и моменты внешних воздействий наиболее просто выражаются в связанной системе координат. Так как точка О - начало связанной системы координат Два векторных уравнения (1.20) соответствуют шести скалярным дифференциальным уравнениям, записанным относительно проекций на связанные оси. Так как а векторные произведения выражаются через определители с последующим их разложением по элементам первой строки Согласно законам механики существует связь между кинетической энергией движущегося тела Т, проекциями скоростей и векторов Выражения (1.22) позволяют получить в явной форме зависимости проекций векторов количества и момента количества движения от составляющих угловой и линейной скоростей, так как именно ими определяется величина кинетической энергии МПО. Морские подвижные объекты отличаются тем, что в процесс собственного движения они вовлекают прилегающие к ним слои окружающей среды (жидкость, воздух). Частицы воды, находящиеся вблизи корпуса движущегося корабля, из-за вязкости жидкости начинают перемещаться, приобретая определенную кинетическую энергию за счет работы главной энергетической установки судна. МПО и окружающая его среда образуют взаимосвязанную целостную в энергетическом отношении систему. Поэтому для расчета параметров движения объекта следует исходить из анализа суммарной кинетической энергии, включающей в себя, наряду с энергией самого твердого тела, присоединенную кинетическую энергию окружающей среды: где Выражение (1.23) можно представить в матричной форме где Так как начало связанной координатной системы совмещено с центром масс корабля, то Для определения кинетической энергии жидкости выделим в ней элементарный объем положение которого в связанной системе координат задается радиусом-вектором линейной скорости данного элементарного объема, то его кинетическая энергия где Полная кинетическая энергия жидкости Рис. 1.8. К определению кинетической энергии среды Объем идеальной жидкости В литературе, например, [12] показано, что интеграл (1.26) раскрывается в виде, подобном Элементы квадратной матрицы В случае сочетания поступательного и вращательного движений МПО для вычисления кинетической энергии жидкости необходимо дополнительно ввести понятие присоединенных статических моментов. Оказывается, что при В связи с тем, что сам корпус МПО обладает определенной симметрией, ряд элементов матрицы
В приближенных инженерных расчетах по динамике движения МПО, при анализе и синтезе систем управления движением можно исходить из максимально упрощающих предположений. Справочники, например [14], рекомендуют считать матрицу присоединенной жидкости диагональной, а элементы рассчитывать по формулам: - присоединенные массы - присоединенные моменты инерции где Применяя (1.28), можно использовать то, что масса вытесненной жидкости в стационарных условиях движения совпадает с массой самого водоизмещающего судна: Присоединенные массы и моменты инерции оказывают заметное влияние на динамику только тех морских подвижных объектов, корпус которых в основном находится в воде. К ним относятся надводные водоизмещающие суда, подводные корабли и аппараты. Корпуса кораблей с динамическими принципами поддержания (корабли на подводных крыльях, воздушной подушке, экранопланы) движутся над водой. А так как плотность воздуха почти в Итак, суммарная кинетическая энергия МПО, движущегося в жидкости с учетом (1.24) и (1.27), определяется выражением При всех оговоренных допущениях, а именно: - линейная и угловая скорости движения определяются в связанной координатной системе, начало которой совмещено с полюсом объекта; - корпус корабля принимается подобным эллипсоиду вращения, суммарная матрица инерции кинетическая энергия С помощью выражения (1.33) определяют проекции векторов количества движения и момента количества движения в соответствии с формулами (1.22) С учетом (1.34) уравнения динамики движения МПО (1.21) могут быть записаны только через составляющие линейной и угловой скоростей вращения. Так как согласно (1.32) то общая форма уравнений динамики МПО приобретает вид Выражения (1.35) требуют дальнейшей конкретизации раскрытия зависимостей внешних сил и моментов в правых частях уравнений от параметров движения, состояния средств управления и ветро-волновых возмущений применительно к определенным типам МПО. Все внешние силы и моменты могут быть разбиты на пять основных категорий: 1) аэродинамические силы и моменты на корпусе; 2) гидродинамические силы и моменты на корпусе; 3) силы веса и водоизмещения; 4) управляющие силы и моменты, создаваемые движителями и другими средствами управления корабля; 5) силы и моменты, обусловленные ветро-волновыми возмущениями, которые появляются в результате воздействия течений, морского волнения и ветра.
|
1 |
Оглавление
|