Главная > Системы управления морскими подвижными объектами
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Глава 1. УРАВНЕНИЯ ДИНАМИКИ МОРСКИХ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

1.1. Предварительные замечания

Практика кораблевождения связана с двумя задачами управления движением морских подвижных объектов. Одну из них решает штурман, другую рулевой. Первый прокладывает курс и определяет местоположение корабля в океане, второй осуществляет оперативное управление, обеспечивающее движение корабля по заданному маршруту с определенными показателями.

Навигационная задача прокладки курса связана с анализом движения МПО в больших временных и пространственных интервалах. Перемещение корабля из одной точки океана в другую при современных скоростях движения происходит в течение часов или дней. В этих условиях собственные геометрические размеры объекта, а также его мгновенное состояние, характеризующееся качкой или рысканием, теряют свое значение, движение корабля можно рассматривать на основе кинематики материальной точки, совпадающей с центром масс МПО. При решении этой задачи интерес представляют интегральные показатели движения, усредненные по времени, которые рассчитываются с помощью кинематических моделей движения МПО.

Оперативное управление движением корабля требует непрерывной оценки его состояния с последующей корректировкой. Весь процесс управления движением протекает в малых временных и пространственных интервалах. При этом корабль уже нельзя рассматривать как материальную точку, а следует изучать с позиций движения твердого тела в пространстве, мгновенное состояние которого оценивается векторами скорости поступательного движения центра масс

и вращательного движения относительно центра масс

где единичные векторы (орты) осей принятой координатной системы; - проекции скоростей на соответствующие оси координат, а также мгновенным положением центра масс в принятой системе координат и угловой ориентацией

объекта в пространстве, характеризующейся мгновенными значениями трех углов .

Таким образом, двенадцать переменных характеризуют состояние МПО в любой момент времени. Они получили название кинематических параметров движения. Изменение во времени этих параметров происходит в результате внешних возмущающих воздействий окружающей среды и управляющих усилий исполнительных механизмов технических средств управления движением. Связь между кинематическими параметрами, управляющими воздействиями и возмущениями устанавливается дифференциальными уравнениями динамики, составляющими математическую модель движения морских подвижных объектов.

Система уравнений движения МПО содержит:

- динамические уравнения, описывающие движение центра масс (характерной точки или полюса) и полученные на основе закона сохранения количества движения;

- динамические уравнения, описывающие движение объекта относительно полюса и полученные на основе закона сохранения количества и момента количества движения;

- кинематические уравнения связи угловых и линейных скоростей с угловыми и пространственными координатами, полученные на основе уравнений связи (кинематических соотношений) между различными координатными системами.

Формирование математической модели движения всегда связано с проблемой допущений. Всякая математическая модель имеет определенное назначение, и степень сложности уравнений может быть различной в зависимости от цели исследования и характера решаемых задач. Модели, предназначенные для изучения тонких аэрогидродинамических процессов на корпусе МПО, должны быть наиболее полными. Однако всякое усложнение исходной математической модели делает ее малоэффективной для анализа и синтеза систем управления МПО, тем более, что вид модели прямо или косвенно сказывается на сложности алгоритмов управления и возможности их технической реализации. Поэтому любое целенаправленное упрощение математического описания объекта и процесса управления весьма полезно. В то же время эти упрощения не должны приводить к искажению определяющих физических явлений. Так, совершенно необходимо выполнение условия устойчивости или неустойчивости по Ляпунову и для полной и для упрощенной системы дифференциальных уравнений.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru