Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.6. Уравнения продольного движения судна на подводных крыльяхОтличительная особенность судов на подводных крыльях (СПК) состоит в том, что у них подъемная сила образуется с помощью горизонтальных гидродинамических крыльев. Обычно таких крыльев два. Одно устанавливается в носовой, другое в кормовой частях судна. Сила водоизмещения компенсирует вес корабля только в неподвижном состоянии, когда его корпус погружен в воду. После начала движения на горизонтальных погруженных в воду крыльях возникает вертикальная гидродинамическая сила, величина которой зависит от скорости По мере разгона корабля подъемная сила начинает превосходить вес, но корпус поднимается из воды, сила водоизмещения исчезает и гидродинамическая сила на крыльях полностью компенсирует вес. Это сопровождается резким снижением продольного сопротивления, и при той же мощности главной энергетической установки можно достичь более высокой скорости хода. Устойчивое движение СПК при постоянной высоте корпуса над поверхностью воды достигается путем полной взаимной компенсации веса и подъемной силы, когда в любой момент времени соблюдается равенство проекций этих сил на вертикальную ось связанной системы координат Левая часть равенства (2.38) в процессе движения СПК изменяется. Имеет место бортовая и килевая качки, меняется масса, например, в связи с расходом топлива. Соответствующего изменения подъемной силы можно достичь переменным заглублением крыла или управлением углом атаки, который определяет ориентацию потока жидкости относительно крыла. В практике кораблестроения реализуются две крыльевые конструкции, основанные на этих способах регулирования подъемной силы. СПК первого типа имеют крылья, форма которых в процессе движения не меняется. Изменение подъемной силы осуществляется благодаря тому, что в ходовом режиме эти крылья находятся вблизи поверхности воды. Положительным качеством такой конструкции является то, что с ее помощью без принудительного регулирования естественным путем поддерживается устойчивая компенсация силы веса. Действительно, если по каким-либо причинам уменьшилась масса судна, то избыток подъемной силы приведет к тому, что корпус поднимется выше над поверхностью воды. Одновременно часть крыла, жестко связанного с корпусом, выйдет из воды, уменьшится смоченная поверхность крыльев, и, следовательно, снизится подъемная сила до уровня, соответствующего уменьшенному весу корабля. Конструкция крыльев делается такой, что изменение веса не сопровождается значительным перемещением корабля вверх и вниз. Аналогичным образом обеспечивается устойчивость СПК по крену и дифференту за счет увеличения подъемной силы при большем погружении какой-то части крыльевого устройства. На рис. 2.8 показано возникновение восстанавливающего момента по дифференту, а на рис. 2.9 — по крену. Отрицательное свойство такой конструкции крыльев проявляется при волнении моря, когда степень погруженности крыла непрерывно меняется, и на корпусе СПК появляется переменная несбалансированная подъемная сила, которая приводит к качке корабля. При этом элементы конструкции и механизмы СПК испытывают значительные перегрузки, снижается комфортность обитания для пассажиров и команды. В другом типе СПК используют глубоко погруженные крылья. При допустимых условиях плавания, ограниченных определенной высотой волны, эти крылья не должны пересекать поверхности воды. Рис. 2.8. Продольная остойчивость СПК Рис. 2.9. Поперечная остойчивость СПК Например, если мореходность судна ограничена 4 баллами при высоте волны Баланс между подъемной силой и весом СПК с глубоко погруженными крыльями обеспечивается путем регулирования углов атаки носового и кормового крыльев Крыльевые схемы с управляемым крылом достаточно сложны по конструкции и в изготовлении, имеют пониженную надежность. Поэтому в чистом виде их применяют редко. Наиболее эффективными оказываются СПК с комбинированной крыльевой схемой, у которых основная компенсация веса обеспечивается подъемной силой крыльев с постоянной ориентацией, а стабилизация на волнении достигается благодаря глубоко погруженным управляемым крыльям. При формировании линейной модели продольного движения СПК используют уравнения равновесия сил по продольной (2.13) и вертикальной (2.15) связанным осям, уравнение моментов относительно поперечной оси (2.21) и соответствующие кинематические уравнения. Присоединенными массами и моментами инерции пренебрегаем, так как корпус в нормальных ходовых режимах движется в воздушной среде. Тогда исходная система нелинейных уравнений имеет вид Продольная сила На СПК применяют гребные винты как постоянного, так и изменяемого шага. Сила тяги таких винтов зависит от угла поворота лопастей Гидроаэродинамическое сопротивление определяется углами атаки сформируем суммарную силу по продольной оси в виде функции кинематематических параметров и управляющих воздействий Вертикальная составляющая Согласно (2.38) в установившемся режиме они взаимно компенсируются. Но мгновенные значения этих сил в переходных режимах между собой различаются, благодаря чему происходит подъем корабля на крылья и обратный переход в водоизмещающий режим. Дисбаланс подъемной силы и силы веса приводит также к вертикальной качке. Подъемная сила на носовом и кормовом крыльях зависит от углов атаки крыльев Величина заглубления каждого из крыльев Соотношение вертикальных сил на носовом и кормовом крыльях определяют дифферентующий момент на корпусе (см. рис. 2.8), который зависит от тех же переменных, что и вертикальная сила Линеаризация уравнений (2.39) с учетом (2.40), (2.42), (2.43) выполняется по обычным правилам при следующих допущениях. Исходным балансировочным режимом считается установившееся движение СПК с постоянной скоростью хода В балансировочном режиме СПК имеет постоянные и равные между собой углы атаки и дифферента где Опуская знак приращения переменных, представим (2.44) в матричной форме Численные значения матриц А и В (2.45) определяют с помощью методик, которые приводятся в [14]. Форма этих матриц показывает, что килевая и вертикальные качки связаны между собой в рамках продольного движения СПК.
|
1 |
Оглавление
|