Главная > Системы управления морскими подвижными объектами
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

1.2. Системы координат, используемые в задачах управления МПО

При решении задач навигации, ориентации и управления морскими подвижными объектами используют разные системы координат. Это объясняется различием задач, а также тем, что структура и форма уравнений движения МПО существенно зависят от выбора координатной системы [16].

В задачах навигации используется так называемая геоцентрическая система координат показанная на рис. 1.1. Начало координат этой системы совпадает с центром Земли, ось направлена по оси суточного вращения Земли в точку северного географического полюса; ось расположена в плоскости земного экватора и направлена от центра Земли в точку пересечения экватора и нулевого меридиана; ось составляет с первыми двумя осями правую систему координат. Геоцентрическая система координат вращается в пространстве вокруг оси с угловой скоростью суточного вращения Земли .

Положение любой точки , лежащей на поверхности Земли, однозначно определяется в геоцентрической системе координат тремя линейными координатами и . Однако при решении задач навигации перемещения по поверхности Земли удобнее определять положение точки ее географическими координатами, считая неизменным радиус поверхности Земли. Тогда положение точки характеризуется географической широтой углом между радиусом-вектором проведенным из центра Земли в точку и плоскостью экватора, а также географической долготой двугранным углом между плоскостью нулевого меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через точку М. Длина радиуса-вектора считается известной.

В навигационных задачах Землю представляют либо в виде сферы радиусом 6371110 м либо в виде эллипса вращения, малая полуось которого длиной 6356863 м совпадает с осью суточного вращения, а большая полуось лежит в плоскости экватора и равна 6378245 м.

Оперативное управление движением МПО осуществляется в ограниченных временных и пространственных интервалах в окрестности произвольной точки криволинейной траектории маршрута. Поэтому при анализе и синтезе систем управления движением можно рассматривать перемещение объекта относительно "плоской и неподвижной" Земли и использовать прямоугольные координатные системы. Первая

Рис. 1.1. Геоцентрическая система координат

Рис. 1.2. Земная базовая система координат

Рис. 1.3. Полусвязанная система координат

Рис. 1.4. Связанная система координат.

1 - плоскость шпангоута; 2 - диаметральная плоскость; 3 - плоскость палубы

из них-земная базовая система координат - ориентирована по основным направлениям на поверхности Земли, как это показано на рис. 1.2. Начало системы координат связано с некоторой точкой на поверхности Земли, принадлежащей маршрутной траектории корабля, ось является продолжением радиуса-вектора оси лежат в плоскости горизонта, причем ось всегда направлена на Север.

Вторая координатная система промежуточная земная или полусвязанная (рис. 1.3) характеризуется тем, что ее начало всегда совмещено с центром масс МПО и перемещается с ним в пространстве. Координатные оси либо параллельны соответствующим осям базовой системы координат, так что ось ориентирована на Север, либо постоянно повернуты в горизонтальной плоскости на угол заданного курса судна К таким образом, что ось совпадает с кусочно-линейным отрезком маршрутной траектории и ориентирована в направлении частной цели движения. В повернутой на угол полусвязанной координатной системе удобно рассматривать рыскание корабля на курсе, поскольку в этом случае оно характеризуется малыми углами, в то время как сам угол курса может изменяться в пределах полного поворота.

Третья координатная система используемая при математическом описании движения МПО, полностью связана с его корпусом, перемещается и вращается вместе с ним. Поэтому такая система получила название подвижной или связанной системы координат. Обычно ее центр совмещается с полюсом МПО, а оси совпадают с главными центральными осями инерции. Продольная и нормальная оси лежат в продольной плоскости симметрии (диаметральная плоскость) объекта. Первая из них направлена к носовой части, вторая вертикально вверх. Поперечная ось образует с ними правую координатную систему (рис. 1.4) и вместе с продольной осью располагается в горизонтальной плоскости (плоскость палубы), а с вертикальной осью в поперечной плоскости (плоскость шпангоута) корабля.

Уравнения динамики МПО, получаемые на основе закона сохранения движения, обычно записывают в подвижной координатной системе. Поэтому в качестве кинематических параметров движения выступают проекции линейной и угловой соскоростей на связанные оси. Сами же векторы линейной и угловой скоростей можно выразить через проекции либо в векторной форме (1.1), (1.2), либо в виде матриц-столбцов:

так как в информативном отношении векторные и матричные соотношения эквивалентны.

Использование связанной координатной системы для записи уравнений динамики МПО обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, подвижные оси с началом в центре масс являются главными осями инерции объекта и моменты инерции относительно них не зависят от изменения кинематических параметров движения.

Во-вторых, основные внешние силы, действующие на МПО, ориентированы по отношению к корпусу (сила тяги движителей, гидроаэродинамические силы и моменты, ветро-волновые возмущения) и наиболее просто выражаются в осях, жестко с ним связанных.

Благодаря этим обстоятельствам форма уравнений динамики МПО, записанных в подвижной координатной системе, оказывается наиболее простой и удобной для последующего решения при достаточно полном отражении процессов взаимодействия движущегося тела и окружающей среды.

Следует иметь в виду, что измерительная аппаратура и датчики параметров движения в основном находятся на борту корабля. Поэтому информация об особенностях движения объекта, используемая в системе управления МПО, также представляется в связанной координатной системе.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru