Главная > Системы управления морскими подвижными объектами
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

4.5. Динамическое позиционирование

Система динамического позиционирования предназначена для автоматического удержания судна в заданной точке океана без постановки на якорь.

Проблема динамического позиционирования приобрела особую актуальность в связи с работами по освоению природных богатств океана, и, в частности, при создании буровых судов, осуществляющих поиск нефтегазовых месторождений на значительной глубине.

При бурении судно должно находиться над устьем скважины (У), а точка позиционирования располагаться с ним на одной вертикали (рис. 4.11, а). В результате внешних возмущений судно смещается относительно и вместе с ним отклоняется точка крепления бурового инструмента на величину, оцениваемую мгновенным значением радиуса-вектора . Максимально возможная величина смещения судна определяется допустимым углом отклонения бурового инструмента от вертикального положения , при котором сохраняется его работоспособность. По условиям прочности этот угол не превосходит . Следовательно,

т. е. точка крепления инструмента на судне (условно можно считать, что она совпадает с центром масс) в любой момент времени должна находиться в круге с центром в точке позиционирования и радиусом от глубины бурения .

Рис. 4.11. Динамическое позиционирование.

При его значение близко к ширине судна и меньше его длины.

Необходимость в динамическом позиционировании судна возникает не только при бурении скважин, но и при проведении поисковых работ с помощью буксируемых подводных аппаратов. Хотя в последнем случае требования к точности позиционирования существенно мягче, тем не менее трудно обеспечить безопасность аппарата, если судно находится в неуправляемом дрейфе, особенно при неблагоприятной погоде.

В связи с проблемой добычи твердых полезных ископаемых со дна океана появилась новая задача обеспечения согласованного движения донного агрегата сбора сырья и надводного судна, соединенных между собой трубопроводом эрлифтной установки. В такой системе задача управления движением надводного судна представляет собой разновидность динамического позиционирования. Отличие заключается в том, что позиционирование осуществляется относительно подвижной точки характер перемещения которой определяется маршрутом донного агрегата сбора полезных ископаемых. Эта задача получила название динамической стабилизации.

Динамические позиционирование и стабилизация представляют собой задачи, существенно отличающиеся от традиционных задач управления движением МПО. Прежде всего движение судна совершается относительно неподвижного балансировочного режима с малыми значениями линейной скорости. Поэтому гидродинамические силы на корпусе, вызванные собственным движением судна, незначительны и не оказывают заметного влияния на динамику процессов управления. Определяющими являются силы и моменты ветро-волновых возмущений, средств управления и реакция технологического инструмента.

Гидродинамическая сила и момент на руле значительно выше, чем на корпусе судна благодаря потоку воды от винтов. Однако они недостаточны для эффективного управления процессом позиционирования в условиях интенсивных внешних возмущений. Поэтому на таких судах используют активные средства управления: подруливающие устройства и винтовые движительно-рулевые колонки.

Особые сложности связаны с созданием информационного обеспечения системы, которое должно с высокой точностью устанавливать истинное положение центра масс судна и измерять малые значения проекций скорости поступательного движения относительно неподвижной базовой поверхности (дна). Добиться этого можно только на основе комплексирования различных систем радионавигации, гидроакустических систем и систем автономной навигации. Необходимость сложной обработки сигналов первичной информации предопределяет использование цифровых вычислительных машин для реализации информационных и управляющих алгоритмов системы. Важным требованием является высокая надежность системы, которая приводит к многократному резервированию и дублированию информационных и управляющих каналов.

Чтобы сформулировать функцию управления при динамическом позиционировании (ДП), будем рассматривать плоское движение центра масс судна (точка О на рис. 4.11, б) в базовой неподвижной координатной системе, начало которой совмещено с точкой позиционирования, а оси горизонтальной плоскости ориентированы аналогично соответствующим осям полу связанной системы координат. Тогда ориентация корабля однозначно определяется углом между осями базовой и связанной с корпусом координатных систем, который имеет смысл угла рыскания.

Цель динамического позиционирования состоит в минимизации расстояния между точкой позиционирования и центром масс судна , которая может быть выражена через координаты в базовой системе

что означает минимизацию боковых и продольных отклонений судна.

Динамическое позиционирование связано с компенсацией внешних ветро-волновых возмущений. Этот процесс требует значительных энергетических затрат, которые можно уменьшить, если ориентировать судно таким образом, чтобы силы ветра, течения и морского волнения, а также моменты этих сил на корпусе судна были минимальными. Отсюда появляется дополнительная функция управления выбор угла курса (он определит ориентацию осей базовой системы) в зависимости от направления и силы ветра, скорости течения, а также высоты и направления волн, и стабилизация судна на этом курсе .

При случайном характере возмущений и стационарном процессе в системе ДП цель управления можно выразить через дисперсии соответствующих переменных

Условие безопасности использования технологического оборудования ограничивает максимальное расстояние :

Изменения кинематических параметров движения судна в режиме позиционирования в результате ветро-волновых возмущений и управляющих воздействий происходит в соответствии с уравнениями связи

уравнениями равновесия сил относительно продольной и поперечной осей, в которых согласно определяющими являются слагаемые, содержащие проекции сил возмущения, управления и реакции инструмента

и уравнением равновесия моментов относительно вертикальной оси

Согласно приведенным уравнениям вектор состояния управляемого объекта в системе ДП включает в себя шесть переменных:

Они участвуют в формировании управляющих сил и момента

которые зависят также от характера ветро-волновых возмущении, выраженных в слагаемых и задаваемой ориентации судна . Учитывать возмущения необходимо для достижения требуемой динамической точности позиционирования.

Особенность управляющей части системы заключается в том, что в ней отдельно формируются управления в виде желаемых сил и момента согласно (4.13), а затем для их реализации задаются режимы работы локальных регуляторов, обеспечивающих - последовательное включение имеющихся на судне подруливающих устройств, винтовых колонок и других технических средств.

Наиболее сложной частью системы динамического позиционирования является ее информационное обеспечение, которое непрерывно вырабатывает информацию об относительном положении судна, скорости движения центра масс, ориентации и скорости вращательного движения, ветро-волновых возмущениях.

Расчет отклонения судна от точки позиционирования выполняется по данным радионавигационных систем ближнего и дальнего действия, системы спутниковой навигации, гидроакустической системы с маяками-ответчиками, устанавливаемыми в зоне выполнения работ. Кроме того, на борту судна осуществляется систематическое счисление координат

по скорости, измеряемой с помощью двухкоординатного абсолютного лага, и ориентации судна, которая определяется по гирокомпасу. В процессе обработки первичной информации осуществляется оценка ее достоверности (защита от сбоев), комплексирование (определение средневзвешенного значения измерений разных систем) и фильтрация помех.

На борту судна удается измерить скорость и направление ветра, а недостающая информация о течении и волнении обычно восстанавливается с помощью наблюдателей возмущения на основе математического описания волнового процесса.

Вспомогательный информационный канал организуется с помощью инклинометров приборов, которые измеряют угол наклона технологического инструмента. Их показания позволяют рассчитать отклонение судна от точки позиционирования или непосредственно по углу оценить опасность этого смещения.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru