Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 5. СИНТЕЗ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ5.1. Математическая формулировка задачиЗадача синтеза автоматических систем вообще и систем управления движением морских подвижных объектов (МПО), в частности, заключается в определении структуры и параметров системы, при которых обеспечивается поставленная цель управления. В общем случае система управления движением (СУД) включает управляемый объект, исполнительные органы, датчики кинематических параметров движения и состояния исполнительных органов, которые совместно со средствами фильтрации, защиты от помех и сбоев образуют информационное обеспечение системы. Характеристики управляемого объекта и исполнительных органов определяются конструкцией корпуса МПО, составом и показателями технических средств. При синтезе СУД проектировщик должен располагать этими характеристиками, выраженными в форме математических моделей динамики так же, как и описанием свойств информационного обеспечения системы. Эти элементы образуют неизменяемую часть системы. На этапе синтеза они составляют естественные ограничения. Предмет синтеза заключается в определении структуры и параметров вычислительного устройства, его алгоритмического и программного обеспечения в соответствии с поставленной целью управления и принятыми критериями качества. Математическую формулировку задачи синтеза начинают с уравнений неизменяемой части системы. Поведение управляемого объекта определяется изменением во времени вектора состояния Вектор состояния МПО максимальной размерности определяемых усеченными векторами состояния. Например, движение рыскания характеризуется трехкомпонентным вектором состояния Изменение состояния МПО происходит под влиянием внешних ветро-волновых возмущений и управляющих воздействий исполнительных органов, характеризующихся векторами произвольной размерности: однако во многих практических задачах можно использовать линейные модели вида В (5.2) предполагается, то Линейные модели используют при решении задач стабилизации МПО на заданном режиме движения, когда они позволяют получить практически достоверные результаты. Во всех других случаях возможность использования вместо нелинейной модели одной или нескольких линейных должна быть дополнительно исследована. Исполнительные органы (ИО) включают в себя механизмы управления МПО (руль, главный движитель, подруливающее устройство, поворотные движительно-рулевые колонки и т. п.) и их приводы. Уровень управляющих воздействий ИО выражается углами перекладки рулей или поворота лопастей винтов, частотой вращения гребного вала и т. п. Эти величины формируют вектор Одинаковая математическая форма моделей движения управляемого объекта и исполнительных органов позволяет описать их общей матричной моделью вида путем объединения их векторов состояния На конкретном объекте не все кинематические параметры движения поддаются измерению. Число измеряемых компонент состояния При неполной и неточной информации измеряемый вектор В линейных безынерционных измерительных системах эта связь выражается соотношением где Исходная форма алгоритмов управления представляет собой зависимости сигналов управления от времени Законы управления формируются в соответствии с поставленной целью (функцией) управления, Она соответствует требованиям технического задания, предъявляемым к характеру изменения кинематических параметров объекта, управляющих воздействий или сигналов управления в стационарных и динамических режимах движения, Функции управления существенно различаются в зависимости от назначения системы и режимов движения. Наиболее полно систематизированы целевые функции и критерий качества для систем автоматической стабилизации движения МПО в связи с тем, что стабилизация объекта является основным стационарным режимом работы СУД, в той или иной степени свойственным большинству МПО. Цель управления для системы стабилизации заключается в поддержании неизменными одного или нескольких кинематических параметров движения, т. е. в обеспечении минимальных отклонений ошибок от их значений в балансировочных режимах: Помимо основной цели управления при проектировании СУД необходимо учитывать другие факторы, в частности, требование минимизации энергетических затрат на управление объектом где Общие правила определения весовых множителей до настоящего времени не разработаны. Для сравнительно простых частных случаев удается найти их путем предварительного-анализа математической модели объекта или минимизируемого критерия. Однако в общем случае весовые коэффициенты приходится искать путем последовательных приближений по циклу: один набор весовых множителей - синтез - оценка результатов коррекция весовых множителей. Если на первом шаге этого итерационного процесса воспользоваться принципом равного вклада, то очень часто можно сразу получить достаточно хорошие результаты. Принцип заключается в том, что максимально допустимые значения дисперсий различных переменных состояния и сигналов управления должны вносить равный вклад в величину критерия Приняв один весовой множитель равным единице (например, Таким образом, задача синтеза системы управления движением МПО сводится к определению закона управлениям при котором достигается поставленная цель управления. В частном случае, при синтезе систем стабилизации движения решается задача выбора управления стационарным линейным объектом при случайных внешних возмущениях Помимо дисперсионного или среднеквадратичного критерия качество работы системы стабилизации определяется уровнем математических ожиданий ошибок. Поэтому после определения структуры и параметров СУД путем решения оптимизационной задачи должен быть выполнен проверочный расчет установившихся ошибок Кроме дисперсионного критерия с ограничением математических ожиданий, при синтезе СУД используют и другие критерии качества. К ним, в частности, относится критерий максимального быстродействия. Он требует такого управления, при котором минимизируется время перехода управляемого объекта из начального состояния При управлении в аварийных ситуациях критерием служит достижение вектором состояния области устойчивости движения, при решении задач управления эволюциями МПО минимизируют радиус или время циркуляции и т. п. Сказанное позволяет утверждать, что СУД МПО является многорежимной системой. В зависимости от целей управления, принятых критериев качества, режимов движения МПО изменяются законы и алгоритмы управления. Такая возможность должна быть предусмотрена в вычислительном устройстве системы. Полученная при синтезе форма закона управления непосредственно используется для конструирования вычислительного устройства непрерывного действия. Проектирование цифровых систем на основе синтезированного закона управления требует алгоритма цифровой обработки сигналов и реализующей его программы, которая вместе с сервисными программами образует математическое обеспечение СУ МПО. Закон управления цифровой системы существенно зависит от периода дискретности. Это требует математического описания системы в виде уравнений в конечных разностях [15]. Когда интервал дискретности соизмерим с длительностью процессов в системе, от его значения зависит устойчивость СУ МПО. Опыт разработки существенно дискретных систем показал, что проблему их устойчивости осложняет десинхронизатора опроса датчиков. Неопределенность момента получения информации о различных переменных состояния может привести к потере устойчивости даже в теоретически устойчивых системах. Поэтому в практике создания цифровых СУ МПО стремятся к уменьшению интервала дискретности. Когда его значения оказываются существенно меньше длительности процессов в системе, она переходит в класс квазианалоговых систем, которые, в основном, сохраняют свойства систем непрерывного действия,
|
1 |
Оглавление
|