Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.3. Разделение движенийПространственное движение МПО имеет шесть степеней свободы. Оно состоит из шести элементарных движений, причем каждое удовлетворяет уравнению равновесия сил или моментов относительно одной оси подвижной системы координат. Такими элементарными движениями. являются поступательное продольное и вертикальное движения, боковой снос и рыскание корабля, бортовая и килевая качка. Поступательное продольное движение характеризуется проекцией вектора линейной скорости на связанную ось и соответствующим уравнением связи кинематических параметров поступательного движения, которое при малых углах крена и дифферента, но произвольных углах рыскания имеет вид Вектор состояния вертикального движения (в частном случае вертикальной качки) образуется проекцией линейной скорости на связанную вертикальную ось и ординатой центра масс в неподвижных осях и кинематическим уравнением Уравнение равновесия сил относительно поперечной оси и уравнение связи определяют боковой снос корабля. Вектор состояния этого элементарного движения Бортовая качка представляет собой элементарное вращательное движение МПО относительно продольной оси. Оно характеризуется углом крена и соответствующей проекцией угловой скорости Рыскание корабля является вторым элементарным вращательным движением, которое совершается относительно вертикальной оси. Для него вектор состояния формируется углом рыскания и проекцией угловой скорости на ось Килевая качка корабля характеризуется углом дифферента и поперечной составляющей угловой скорости и условию Элементарные движения взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. В этом нетрудно убедиться, анализируя уравнения (2.15) (2.21). Но степень их взаимной обусловленности различна: одни имеют существенные перекрестные связи; в других эти связи ослаблены и проявляются только в исключительных случаях экстремальных режимов движения МПО. Опыт исследований утверждает, что существуют две группы элементарных движений, внутри которых взаимное влияние кинематических параметров проявляется у многих типов МПО и обнаруживается в большинстве нормальных эксплуатационных режимов. Первая группа получила название бокового движения МПО и включает боковой снос, рыскание и бортовую качку. Вторая группа определяет продольное движение МПО и состоит из килевой качки, вертикального и продольного поступательных движений. Соответственно вектор состояния МПО которые имеют вид: Представим линеаризованное уравнение пространственного движения МПО (2.8) при отсутствии внешних возмущений в виде Структурная схема, отражающая характер связей кинематических параметров движения в соответствии с (2.22), изображена на рис. 2.2. Структура пространственного движения МПО характеризуется собственными матрицами параметров бокового Рис. 2.2. Структура линейной модели пространственного движения МПО Собственная матрица бокового движения Отличны от нуля и элементы собственной матрицы Иначе обстоит дело с матрицами перекрестных связей. В силу симметрии корпуса относительно диаметральной плоскости перемещение центра масс корабля и изменение ориентации в продольной вертикальной плоскости, определяемые скоростями Этим устанавливается отсутствие существенного влияния параметров продольного движения на характер бокового. Собственная матрица перекрестных связей для большинства типов МПО в основных режимах движения обращается в ноль Вертикальная симметрия корпуса корабля приводит к четной зависимости продольных сил и моментов от параметров бокового движения [например, Возможность раздельного анализа бокового и продольного движения существенно облегчает исследование систем управления МПО. Однако будучи развязанными по переменным состояния, эти движения могут иметь взаимные связи в результате работы средств управления. Возможность появления таких связей следствие того, что некоторые устройства создают одновременно разные силы и моменты. Поворот рулевой колонки, например, приводит к боковой и продольной силам. Проявление взаимной связи бокового и продольного движений начинается при значительных углах крена и дифферента в режимах глубокого маневрирования. Конкретные пределы допустимого раздельного анализа определяются типом МПО и характером процесса. Такой предварительный анализ всегда необходим для достоверности прикладных результатов упрощенного исследования. В некоторых частных случаях можно осуществить более глубокое разделение движений. Для этого требуется оценить матрицы перекрестных связей между самими элементарными движениями в пределах их групп. Представим автономные линеаризованные уравнения изолированных бокового и продольного движений, полученные на основании (2.22), в развернутом виде Внедиагональные матрицы характеризуют перекрестные связи между кинематическими параметрами элементарных движений. Их слабая заполненность и относительно малые значения элементов могут явиться основанием для раздельного анализа. Опыт экспериментальных исследований и моделирование устанавливают допустимый уровень разделимости моделей движения применительно к каждому типу МПО в том или ином режиме движения. Известно, например, что режимы стабилизации кинематических параметров МПО и малого маневрирования допускают раздельный анализ бортовой, килевой и вертикальной качки, продольного поступательного движения надводных водоизмещающих кораблей и судов на воздушной подушке. Но их рыскание тесно взаимосвязано со скоростью бокового сноса. Стабилизация экранопланов, подводных аппаратов и судов на подводных крыльях рассматривается в рамках моделей бокового и продольного движения. С увеличением скорости хода растет взаимное влияние различных видов движения.
|
1 |
Оглавление
|