ПРОГРАММИРОВАННЫЙ УЧЕБНИК
— книга, учебник, в котором напечатана обучающая программа. Различия между обычными учебниками и программированными состоят гл. о. в том, что в П. у. значительная часть его объема отводится для описания работы обучаемого в процессе обучения — для вопросов, заданий, различных вариантов ответов и решений, развернутых примеров и т. п.
Таблица 1
Фрагмент типового програмированного учебника, построенного по линейной программе
(рис. см. скан)
П. у. делят на линейные, разветвленные и адаптивные. Подавляющее большинство П. у. строится по линейной обучающей программе, по которой обучаемый получает возможность сверить свой ответ с предлагаемым правильным ответом и перейти к новой порции учебного материала- Фрагмент типового П. у., построенного по линейной программе, приведен в табл. 1. Пример порций из учебника, реализующего разветвленную обучающую программу, дан в табл. 2. П. у. с разветвленной программой наз. также пособиями с «разбросанными страницами», поскольку разъяснения к j-й порции и порция
с новым учебным материалом располагаются обычно на некотором удалении от
порции (см. табл. 2). Это делается для того, чтобы затруднить подглядывание правильных ответов. В адаптивных П. у. предусматривается несколько вариантов изложения одного и того же материала для обучаемых с различным уровнем подготовки, для различных контингентов обучаемых. Такие учебники, как правило, используются вместе с адаптивной обучающей машиной, анализирующей последовательность ответов обучаемого и отсылающей его к тому или иному варианту изложения учёбного материала.
Для повышения эффективности П. у. и уменьшения вероятности угадывания обучаемым правильного ответа в предъявляемых альтернативах применяют т. н. конструктивновыборочный метод формирования ответов, когда обучаемый набирает свой ответ из предлагаемых элементов, являющихся допустимыми смысловыми единицами. В ряде П. у. с подобной формой ответа предусматриваются разъяснения для наиболее типовых (правильных и ошибочных) сочетаний указанных
элементов. Широко применяются методики работы с П. у., согласно которым обучаемым предлагается сначала записать свой ответ в произвольной форме, а затем произвести выбор среди предлагаемых правильных и ошибочных ответов. В этом случае наибольший эффект достигается при использовании обучающих машин, разрешающих доступ к заранее заготовленным ответам только после ввода обучаемым своего ответа.
Помимо указанных видов, к П. у. часто относят и учебные пособия, содержащие, кроме осн. материала (задаваемого целью обучения), вопросы и задачи для самоконтроля, а также ответы и анализ ответов к вопросам самоконтроля и к контрольным работам.
Таблица 2. Фрагмент программированного учебника, реализующего разветвленную обучающую программу. (см. скан)
В качестве программированного приложения к обычным учебникам применяют различные тренировочные тетради, руководства, задачники, вопросники и предписания.
Хорошо составленные П. у. позволяют добиваться повышения качества обучения по сравнению с традиционной групповой формой обучения по обычным учебникам, а также уменьшения (на 30—40%) времени, затрачиваемого обучаемым и обучающим. Значительный эффект дают П. у. в сочетании с др. учебными пособиями, такими, как справочники, инструкции, словари, задачники (с решенными примерами) и т. п. В последнее время учащаются попытки выпускать П. у. в комплекте с этими учебными пособиями.
Лит.: Программированные учебные пособия. Ташкент, 1969; Ющенко Е. Л. [и др.]. КОБОЛ (Программированное учебное пособие). К., 1973; Toniас К. [и др. ]. Перспективы программированного обучения. Пер. с англ. М., 1966 [библиогр. с. 189— 191]. А. М. Довгялло, Е. Л. Ющенко.