НАУКА УПРАВЛЕНИЯ
— межотраслевая наука, включающая в себя систему знаний об управлении как целостном, комплексном социальном явлении и синтезирующая все аспекты, функции и стадии процессов управления. Различают три класса систем управления: управление механизмами, машинами и технологическими процессами; управление процессами, происходящими в живой природе; управление общественными (социальными) процессами. Предметом изучения Н. у. являются системы социального типа. В системе управлевия социальными процессами в условиях социалистич. общества выделяют три осн. сферы управления: политическую, государственную и экономическую. Потребность изучения проблем управления во всем их многообразии обусловливает необходимость комплексного, интегрального подхода, реализуемого в рамках Н. у. Формирование Н. у. происходит в тесной взаимосвязи с кибернетикой, анализом систем, информации теорией, операций исследованием и др. Так, кибернетика, исходя из общего понятия управления, формулирует принципы, применимые к любой системе, математически описывает общие для разных систем закономерности управления. Специфика управления социальными процессами требует исследований по экономике, социологии, психологии и правовым вопросам. Для формирования единой Н. у. обобщают различные теор. и эмпирические данные. Особое место в Н. у. занимает проблема «человек в управлении». Создание сложных систем управления типа систем пеловек — машина», в которых процесс решения происходит в диалога режиме между человеком и ЭЦВМ, является наиболее перспективным.
В нашей стране Н. у. руководствуется теор. наследием классиков марксизма-ленинизма, опирается на опыт партийного, государственного, хозяйственного, военного и культурного строительства в СССР, критически изучает практику управления в капиталистических странах и использует теор. работы отечественных и зарубежных ученых в области управления.
В. И. Ленин впервые выдвинул положение о том, что научность управления должна обеспечиваться не только комплексом марксистско-ленинских наук, но и особой наукой — наукой управления, создал целостную систему принципов управления и на ее основе дал образцы решения задач управления. В. И. Ленин разграничивал проблемы управления обществом, государством, экономикой и производством. Неоднократно подчеркивая связь всех проблем управления в обществе, он в то же время отмечал, что эти проблемы находятся прежде всего в сфере экономики. В качестве первоочередной задачи Советской власти В. И. Ленин поставил организацию управления страной на новых, социалистических началах.
Вопросам научного управления обществом в настоящее время уделяется большое внимание. Важность научного управления подчеркнута в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, в Директивах съезда по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. Главные направления совершенствования системы управления на нынешнем этапе, намеченные XXIV съездом КПСС, заключаются в повышении научного уровня планирования; в совершенствовании организационной структуры управления; в последовательном проведении ленинского принципа сочетания коллегиального руководства и индивидуальной ответственности; в усилении эконом, стимулов; в более широком участии трудящихся в управлении. В Директивах съезда по девятому пятилетнему плану записано: «Совершенствование системы и методов управления и планирования должно быть направлено прежде всего на обеспечение всесторонней интенсификации общественного производства и повышение его эффективности, являющееся основной линией экономического развития страны как на ближайшие годы, так и на длительную перспективу, важнейшим
условием создания материально-технической базы коммунизма» (Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, стр. 295) Актуальность вопросов совершенствования управления всеми звеньями народного хозяйства определяется рядом объективных факторов: ростом масштабов произ-ва и качественными сдвигами в экономике; переходом от экстенсивных к интенсивным тенденциям развития экономики; быстрым ускорением научно-тех. прогресса. Современная научно-тех. революция, вызывающая глубокие качественные изменения во всех областях материального произ-ва и общества, требует рационального использования присущих ей потенциальных возможностей, научно обоснованного управления этим процессом. Ряд специфических характеристик научно-тех. прогресса в совр. эпоху обусловливает новые требования к социальному управлению.
Возросшая сложность управляемых систем требует согласованного управления всем комплексом эконом., организационных, информационных и социально-психологических связей и отношений. Масштабность совр. научно-тех. прогресса и его влияние на социальные процессы, протекающие в обществе, требуют, чтобы при управлении все в большей мере руководствовались общесистемными критериями социальной эффективности и народнохозяйственной целесообразности, а не интересами отдельных частей управляемой системы. Ускорившиеся темпы научно-тех прогресса приводят к потребности чаще обновлять состав тех. средств, продуктов произ-ва, профессиональную структуру кадров и другие параметры управляемых систем. Научно-тех. прогресс вызывает к жизни совершенно новые задачи управления. Примером таких задач является задача совместного планирования науч. исследований и практ. использования их результатов на основе широкого применения методов прогнозирования и программного управления развитием экономики.
Научно обоснованное и эффективное управление обществом предполагает наличие соответствующей информационной и тех. базы. В связи с этим Директивами XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану поставлена проблема построения Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления нар. х-вом СССР (ОГАС). ОГАС — это человекомашинная система для решения задач организации и управления всем социалистическим обществом. Одной из главных функций ОГАС будет подготовка возможных вариантов решений (в режиме взаимодействия с высшими органами политического управления) относительно целей и программ развития общества. Собираемая ОГАС информация позволит наряду с задачами управления экономикой более эффективно решать задачи социального, воспитательного, а также идеологического характера.
Становление и развитие Н. у. имеет ярко выраженный классовый характер. Критический анализ практики управления в капиталистических странах свидетельствует о том, что в последние годы в связи с возрастанием масштабов капиталистических корпораций и ростом сферы эконом, операций изменялся механизм и системы органов и методов управления в капиталистическом обществе при сохранении эксплуататорской сущности этого управления. В ряде областей управления буржуазные ученые получили совокупность фактических данных и методов, которые при надлежащем критическом отношении можно использовать в теории и практике управления.
При социализме коренным образом меняется не только форма, но и содержание управления обществом. В. И. Ленин обосновал новые цели управления при социализме, вытекающие из осн. эконом, закона социализма и неразрывно связаны с обеспечением «...полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 6, стр. 232). Существенным фактором управления при социализме является умелое сочетание и использование экономических и моральных стимулов к труду, являющихся источником постоянного повышения трудовой активности, роста производительности труда и общественного богатства, формирования высокого духовного облика члена соц. общества Комплексный характер Н. у. в условиях социализма требует комплексной разработки ее проблем. При этом важно синтезировать принципы и методы, отражающие наиболее общие свойства и элементы управления, его всеобщую сущность. «Совершенствование системы управления — не разовое мероприятие, а динамичный процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью, — отмечается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии. — Эти проблемы и впредь должны будут находиться в центре нашего внимания» (Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, стр. 66).
Лит.: Гвишиани Д. М. Социология бизнеса. М., 1962; Правовые проблемы науки управления. М., 1966; Дейнеко О. А. Наука управления в СССР. М., 1967 [библиогр. с. 63]; Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1968; Попов Г. X. Проблемы теории управления. М., 1970; Организация управления. М., 1971 [библиогр. с. 208—235]; США; современные методы управления. М., 1971 [библиогр. с. 326—332]; Афанасьев В. Г. XXIV съезд КПСС о научном управлении советским обществом. М., 1972; Старосьцяк Е. Элементы науки управления. Пер. с польс. М., 1965; Xаника Ф. де. Новые идеи в области управления. Пер. с англ. М., 1966 [библиогр. с. 121—124].
Г. М. Добров, А. А. Коренной,