коллектива людей) с техническими средствами при выполнении производственных и управленческих актов. Возникла в 40-х годах 20 ст. Психологические проблемы в сфере производства появились в связи с формированием сложных видов трудовой деятельности, когда стало ясно, что нельзя успешно решать тех. проблемы без учета роли и возможностей человека-оператора в складывающейся системе «человек — машина» (СЧМ).
П. и. как ветвь технических наук изучает орудия труда и технологические процессы, но лишь под определенным углом зрения, выясняя, какие требования предъявляются конструкцией машин и приборов и особенностями производственных операций к психическим свойствам человека (в этом смысле она примыкает к кибернетике технической). Как ветвь психологических наук П. и. изучает психические процессы и свойства человека по приему и преобразованию информации, но также под определенным углом зрения — в целях выявления вытекающих из характеристики этих процессов и свойств требований к орудиям труда и к технологии. Специфической задачей П. я. являются изучение и оптимизация пространственно-временной организации информационных взаимодействий человеческих и машинных компонент СЧМ.
В П. и. можно выделить следующие осн. направления: методологическое, психофизиологическое, системотехническое, кибернетическое, эксплуатационное и педагогическое.
Для дальнейшего развития П. и. первостепенное значение имеет глубокая разработка ее методологических основ, а именно: определение роли и места человека в управлении современным производством; выявление структуры и принципов П. и. и ее связей со смежными науками; определение классификации СЧМ; разработка методов экспериментальных исследований и требований к экспериментальным установкам; решение задач моделирования психических процессов и СЧМ; разработка принципов и методов использования данных П. и. в технике; решение терминологических вопросов.
Системотехническая и эксплуатационная П. и. опирается на исследование психофизиологических и психологических характеристик человека. Поскольку психофизиологические процессы имеют случайный характер, для П. и. крайне важно, чтобы различные характеристики человека оценивались через законы распределения. Одной из осн. задач П. и. является психологический анализ структуры деятельности оператора, включающий определение состава действий, которые должен выполнять человек в системе управления, и возможных способов их выполнения. Анализ психофизиологических и психологических характеристик человека включает вопросы приема, переработки и хранения информации человеком и характеристику его моторных функций и представлений, а также операторского и оперативного мышления. Сюда же входит и оценка работоспособности и утомляемости человека-оператора. Большое значение для П. и. имеет и оценка интегральных характеристик человека: быстродействия, надежности, помехоустойчивости и эффективности.
В системотехническую П. и. входит большой комплекс теор. и практических проблем: инженерно-психологическое обоснование построения больших систем; разработка количественных методов и критериев оптимизации согласования возможностей человека с техническими характеристиками систем; исследование методов и критериев определения возможности и целесообразности автоматизации функций человека; разработка методов и критериев оптимизации потоков и структуры информации в системах; исследование методик оптимизации компоновки оборудования на постах управления; рациональный выбор комплекса оргатехнических средств; разработка методов и критериев построения устройств наглядного отображения информации; выявление методов разработки органов управления; разработка критериев оценки надежности и эффективности СЧМ разной степени сложности и др.
Особое место в современной П. и. занимает моделирование деятельности человека с помощью матем. и физ. моделей. Это направление наз. кибернетической психологией. Направление включает ряд важных задач: моделирование работы отдельных звеньев СЧМ с целью их прогнозирования и оптимизации; использование методов технической кибернетики для более глубокого изучения функций человека; моделирование психофизиол. функций человека (перцептивных, мыслительных, двигательных и др.) для построения технических средств (последняя задача смыкается с бионикой).
Как бы ни была совершенна техника, как бы хорошо она ни была приспособлена к человеку, оптимальная работа с ней требует всестороннего учета психофизиол. свойств и способностей человека. Этот учет должна обеспечить т: н. эксплуатационная П. и. К осн. проблемам этого направления П. и. можно отнести: анализ поведения и работоспособности операторов в разных режимах работы (наблюдения, ожидания, управления и т. д.), по фиксированным алгоритмам и в зависимости от работы системы; психологическое обеспечение научной организации труда; разработку методов, критериев и средств контроля психофизиол. состояния операторов в процессе работы и др. Большое значение в эксплуатационной П. и. имеет также проблематика групповой психологии, ибо современная техника — техника коллективная, требующая согласованности действий операторов разного профиля и уровня. К наиболее важным вопросам здесь относятся: вопросы формирования малых групп, вопросы социальной и психофизиол. совместимости, групповой деятельности и взаимодействия операторов различного профиля и ранга, дублирования деятельности операторов и ряд др. Современная производственная
деятельность в условиях высокой интенсификации и специализации труда требует у операторов и вообще у инженерно-тех. состава определенных весьма развитых психических качеств. Отсюда возникает проблема психологического отбора людей, способных обеспечить наибольшую эффективность выполнения типовых задач, характерных для данного вида деятельности, в том числе в стрессовой обстановке.
Осн. проблемы и задачи педагогического направления можно объединить в две группы: теоретическую и практическую. К 1-й группе можно отнести: анализ алгоритмических основ техн. подготовки; исследование закономерностей формирования тех. знаний, умений и навыков, в том числе коллективных; разработку стохастических моделей и критериев обучения и обученности операторов и др. Ко 2-й группе можно отнести практические вопросы, связанные с активизацией и интенсификацией учебного процесса; разработку психологических основ программированного обучения; исследование принципов создания и использования тренажеров и других тех. средств обучения; анализ возможностей использования мапщрных моделей для подготовки операторов; разработку психологических основ частных методик тех. обучения и др.
Лит.: Инженерная психология. М., 1964; Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М. Л., 1965 [библиогр. с. 365—375]; Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966 (библиогр. с. 418—444]; Военная инженерная психология. М., 1970; Инженерная психология. Пер. с англ. М., 1964; Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. Пер. с англ. М., 1968 [библиогр. с. 503-514]; Мейстер Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. Пер. с англ. М., 1970; Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. Пер. с англ. М., 1971.
В. И. Николаев, В. Ф. Рубахин.