§ 3. Биквадратичные вычеты; критерии принадлежности чисел к классам биквадратичного распределения.
Простейшими степенными вычетами после квадратичных являются биквадратичные и кубические. Начав в 1805 г. исследование свойств этих вычетов, Гаусс вскоре заметил характерную их черту — недостаточность средств обыкновенной арифметики для выражения и тем более для доказательства основного их свойства — закона взаимности. Только расширив область рациональных чисел (присоединением к ней корня четвертой степени из единицы
для биквадратичных и корня третьей степени из единицы
для кубических вычетов), удается получить законченное выражение для биквадратичного и кубического законов взаимности. То, что может быть сделано с помощью обыкновенной арифметики в теории биквадратичных вычетов, изложено Гауссом в мемуаре "Theoria residuorum biquadraticorum", Comm. I, (см. 20, стр. 511). Некоторые прибавления к этому были сделаны позднее Дирихле (см.
стр. 63). В этом и следующих параграфах мы изложим вкратце указанные исследования Гаусса и Дирихле.
Пусть
нечетное простое число. Очевидно, что при
каждый квадратичный вычет будет вместе с тем и биквадратичным вычетом; поэтому о самостоятельной теории биквадратичных вычетов (если оставаться в области обыкновенных целых чисел) можно говорить только для простых модулей формы
каковое предположение для числа
мы и будем удерживать в этом параграфе. Взяв корень
сравнения
отличный
(для которого, следовательно,
можем разделить все числа
поровну на четыре класса
(§ 6 гл. I). По сказанному в § 6 гл. I, число а принадлежит к классам
или
смотря по тому, будет ли в сравнении
показатель
. Все биквадратичные вычеты модуля
находятся в классе
очевидно, далее, что классы
охватывают все квадратичные вычеты, классы
все квадратичные невычеты модуля
При переходе от
к другому корню
сравнения
классы
остаются неизменными, а классы
меняются местами. Относительно биквадратичных вычетов так же, как и прежде для квадратичных, представляются два главных вопроса: 1) узнать, к какому из классов
принадлежит данное число
по данному модулю
Этот вопрос решается указанным выше сравнением
Эйлера
Другой, более трудный, вопрос заключается? в том, для каких простых модулей
данное число
принадлежит к наперед указанному из классов
Полное решение этого вопроса достигается только при помощи биквадратичного закона взаимности.
Так как о принадлежности произведения к классам
можно судить по принадлежности множителей, то указанный второй вопрос теории биквадратичных вычетов достаточно решить для
и для случая, когда
есть нечетное простое число. Относительно числа — 1 из критерия Эйлера сразу вытекает, что это число принадлежит к классу А при
и к классу С при
. Что касается дальнейших значений
то, определяя на примерах принадлежность чисел
к классам
по модулям
мы не замечаем никакой связи между этой принадлежностью и самим простым модулем
эту связь удается подметить только если, воспользовавшись теоремой Ферма (§ 8 гл. II), представить число
в виде суммы двух квадратов. Итак, пусть
где
— целые числа, определяемые единственным образом по данному
(если не обращать внимания на их знаки).
Желая узнать связь между принадлежностью числа 2 к классам
по модулю
и числами
, мы должны нормировать определенным образом корень
сравнения
от которого зависит распределение на классы
Принимая во внимание, что
следовательно,
выберем корень
по условию а
Из равенства
получаем
Далее
вытекает
следовательно,
Из уравнения
видно, что
квадратичный вычет нечетного числа
следовательно,
по закону взаимности
Аналогично из
получаем
Игак,
и получаем теорему: пусть
целые числа из уравнения
взятые с произвольными знаками, и
корень сравнения
выбранный в зависимости от
условию а
Тогда число 2 принадлежит к классам
(установленным в зависимости от корня
модулю
если
Пользуясь представлением
другими квадратичными формами, можно получить другие, аналогичные критерии принадлежности числа 2. Пусть
имеет форму
в § 8 гл. II мы видели, что
представляется как формой
так
Пусть
причем такое представление опять возможно лишь единственным способом. Корень
сравнения
в данном случае не выбираем, так как, при
, и потому 2 принадлежит к одному из классов А или С, независимых от выбора
Из уравнения
находим
или
полагая
— нечетное, имеем
откуда
Далее из того же уравнения
имеем
так что
Получаем теорему: для простого числа
«шсло 2 принадлежит к классу А или С смотря по тому, будет ли
или
Рассматривая уравнение
получим аналогичный результат: пусть
любое решение уравнения
{таких решений существует бесчисленное множество; них одно удовлетворяет условиям
§ 8 гл. II); «шсло 2 принадлежит к классу А или С по модулю
смотря по тому, будет ли
или
. Сравнение этих критериев с доказанным выше приводит к следующим теоремам:
1) Для простого
формы
числа
и а в уравнениях
связаны так,
при
четном
и при
нечетном
.
2) Для такого же числа
в уравнениях
числа
и а связаны так, что при
четном
, при
нечетном а
или
. Эти теоремы интересны потому, что устанавливают зависимость между представлениями одного и того же числа формами
определители которых не отличаются на квадрат и которые поэтому не могут быть преобразованы одна в другую никакими подстановками с рациональными коэфициентами (§ 3 гл. II). В гл. V мы снова придем к этим теоремам из совершенно других соображений, причем докажем их для любого составного числа
формы
Обращаясь к исследованию принадлежности нечетного простого числа
к классам
по модулю
положим опять
(а нечетно) и выберем корень
сравнения
характеризующий распределение на классы
под условием а
Так как класс, к которому принадлежит —1, известен, то вместо
будем брать число
выбирая знак по условию
. Рассматривая на примерах принадлежность чисел —
к классам
замечаем, что критерии этой принадлежности выражаются всегда сравнениями формы
или
(эти
сравнения будем называть в дальнейшем условными сравнениями). Например, число —3 принадлежит к классу А для таких простых
для которых
к классу В — для таких
у которых
к классу С — при
и к классу
при
Выписываем еще несколько подобных таблиц критериев:
Рассматривая эти таблицы, приходим к следующим выводам: 1) Принадлежность простого числа
классам
простому
определяется условными сравнениями вида
или
Сравнение
входит всегда в число критериев класса А. 3) Сравнение
встречается среди критериев класса А, когда
класса С, когда 4)
условных сравнениях
«шсло х принимает все значения
кроме двух, удовлетворяющих сравнению
когда это сравнение возможно [т. е. когда
]. 5) Число условных сравнений для каждого из классов
одно и то же, именно —
Теоремы эти выражают не что иное, как биквадратичный закон взаимности в той его части, которая касается обыкновенных чисел.
Дирихле в упомянутом выше мемуаре (см.
стр. 63) показал, что теоремы 1—5, поскольку они относятся к классам
могут быть доказаны и средствами обыкновенной арифметики. Дирихле основывается на следующем предложении из теории квадратичных форм: если простое число
есть квадратичный вычет числа
взаимно простого с
то найдется нечетная степень
этого числа, представляемая формой
с взаимно простыми
Это предложение является непосредственным следствием композиции квадратичных форм, что мы покажем в гл. IV [хотя его можно вывести и совершенно элементарно при помощи формул (32) § 8 гл. II]. Итак, ограничиваясь классами
в теоремах 1—5, положим, что
тогда на основании указанного предложения будем иметь
нечетное,
Отсюда
Заметим, что
нечетное,
— четное; притом при
а не делится на 4. Полагая
нечетное, большее нуля, из равенства
находим
Таким образом
Пользуясь представлением
легко преобразовать равенство
в следующее:
Положим
тогда
так как а — нечетное, то
нечетное. Из равенства (10), ввиду того, что
не имеют общего делителя, получаем
Разберем сначала случай/когда
В этом случае из (10) видно, что одно из чисел
делится, другое не делится на
Если, например,
то из (11) имеем
, так как при
то по закону взаимности
Так как
то отсюда следует
так что сравнение (9) принимает вид
Итак, при
делящемся на
число
принадлежит к классу
по модулю
при
и к классу С при
Но так как равенство
является следствием предположения
то получаем доказательство теоремы 3 из вышеуказанных теорем 1—5.
Теперь можем предполагать в равенствах (11) а не делящимся на
Тогда
не делятся на
и из (11), аналогично
предыдущему, получаем (для обоих знаков)
Так как
возьмем любой корень а сравнения
Из
находим
и далее
Подставляя это в сравнение (9), получаем такой результат: если
корень сравнения
, то
Из полученного сравнения при
сразу вытекает, что
принадлежит к классу А по модулю
т. е. получаем доказательство теоремы 2. Определим числа
из сравнений
тогда сравнение
можно заменить таким:
Полагая
получаем —
откуда
Подставляя это в (12), получаем такое правило для определения класса, к которому принадлежит
по модулю
случае
определив х по условию
видим, что
будет не делящийся на
квадратичный вычет по
При таком условии сравнение
как легко видеть, имеет два решения относительно к; так как эти решения связаны соотношением
то
[оба
] имеют одинаковый квадратичный характер по модулю
При этом
принадлежит к классу
по модулю
если
и к классу С, если
Отсюда уже видно, какие значения х могут входить в условные сравнения
классов
и
это те
для которых
есть квадратичный вычет
Обратно, пусть для простых чисел
имеем сравнение
причем
есть квадратичный вычет
тогда из
вытекает, что
т. е.
принадлежит к А или С по модулю
к которому же именно из этих классов — это определяется символом 1 где А: — решение сравнения
Таким образом принадлежность
или С зависит в конце концов только
от значения х в сравнении
(теорема 1). Остается определить количество условных сравнений в классах
т. е. доказать теорему 5. Заставим число к пробегать все числа
кроме корней сравнения
причем из двух значений к и — будем каждый раз брать только одно; тогда формула
но сказанному выше, даст все значения х, участвующие в условных сравнениях
классов
и каждое по одному разу. Присоединяя еще сравнение
можем сказать, что в обоих классах
находится всего
условных сравнений. Для определения числа этих сравнений в одном из классов
нужно в формуле
давать к лишь такие значения, при которых
будет квадратичным вычетом
т. е. значения вида
Итак, пусть
все числа приведенной системы вычетов по модулю
отличные
и от корней сравнения
и не связанные соотношением
Очевидно, что число их
Полагая
Выберем из чисел
половину:
не связанных между собою сравнением
и положим
Тогда сравнения
и будут все условные сравнения класса А при
и класса С при
-Присоединяя сравнение
видим, что в одном из классов А или С будет
условных сравнений, а следовательно, столько же их будет и в другом классе, что и требовалось доказать. Очевидно, что все изложенное дает удобный способ и для практического получения условных сравнений при заданном