корню
сравнения
класс
остается неизменным, классы
меняются местами. В § 8 гл. II было доказано, что для простого
уравнение
имеет только одно решение в целых числах
не обращать внимания на их знаки). Замечая, что форма
переводится
подстановкой
и переводится в себя подстановкой
легко найти, что уравнение
имеет 12 решений в целых числах:
Из этих решений найдутся два (и только два), удовлетворяющие условию
Обозначая через
любой корень сравнения
можем из двух указанных решений х, у уравнения
выделить одно вполне определенное решение
для которого
Эти числа а, 6 играют ту же роль для кубического распределения по модулю
какую имели числа
в уравнении
для биквадратичного распределения.
Определяя на примерах принадлежность данного простого числа
к классам
для модулей
видим, что эта принадлежность определяется условными сравнениями вида
совершенно аналогичными тем, которые были выписаны в предыдущем параграфе. Эти сравнения выражают кубический закон взаимности, и полное их доказательство получается только после введения комплексных чисел вида
— рациональные числа,
Мы остановимся только на случаях
в которых вопрос решается средствами обыкновенной арифметики. В первом мемуаре о биквадратичных вычетах (см. 20, стр. 511) Гаусс дает для определения принадлежности числа 2 к классам
замечательный метод, который сверх того приводит к интересной теореме о разложении простого числа
на сумму двух квадратов (см. следующий параграф). Мы не излагали метод Гаусса в предыдущем параграфе, так как вопрос о биквадратичном характере числа 2 был решен другим способом; поэтому покажем этот метод на примере кубических вычетов (см.
стр. 210—275). Пусть
все числа класса
для модуля
обозначим через
количество тех из этих чисел
для которых
принадлежат классу
и предложим себе определить девять величин
. Замечая, что а и —а принадлежат всегда к одному классу, видим, что
есть количество решений сравнения
в числах
классов
причем два решения
считаются одинаковыми только при условии
Отсюда непосредственно вытекает, что
Замечая далее, что сравнение
делением на
приводится к сравнению
где
числа класса
обратно, сравнение
делением на
приводится к первоначальному сравнению
находим
и аналогично получаем, что
Эти соотношения показывают, что среди величин
имеется только четыре различных:
Так как число — 1 принадлежит к классу
то среди величин а
— все числа класса число которых
встретится 0 только при 0. Следовательно,
Эти соотношения позволяют из четырех величин
к две,
выразить через другие две,
Еще одно соотношение между
к мы получим, рассматривая сравнение
и определив число
его решений в числах
классов
двояким образом. Желая определить число решений при заданном
положим сначала, что
а принадлежит классу
Число решений
при заданном а, очевидно, совпадает с числом решений сравнения
в числах
классов
и потому равно (12). Если
таково, что
принадлежит
то число решений
при заданном
равно
если, наконец,
принадлежит
то число решений
при заданном у равно (20). Но так как среди чисел
все числа класса
кроме —1) находится соответственно
чисел, принадлежащих классам
то приходим к заключению, что
Если проведем подобное же рассуждение с числом
т. е. определим сначала число решений сравнения
при заданном
и потом просуммируем по всем
то получим для
другое выражение:
Сравнивая это выражение с предыдущим и внося вместо
их выражения (13), получим после упрощений
Для решения этого неопределенного уравнения с двумя неизвестными
к введем вместо
к целые числа
определяемые формулами
после чего уравнение (14) примет вид
Из формул (15) видно, что
есть число целое; полагая еще
находим для чисел
уравнение
Кроме этого уравнения числа
удовлетворяют еще некоторым сравнениям; одно из них есть
. Для получения другого
рассмотрим сумму
Припоминая, что
при к, делящемся на
при
не делящемся на
(§ 7 гл. I), находим
Замечая, с другой стороны, что
где сумма берется по всем числам класса
получаем
где
корень сравнения
определяющий распределение на классы
Таким образом получаем сравнение
Подставляя сюда выражения чисел
через
[из (13) и (15)]:
находим после упрощений
Полагая, наконец,
находим, что целые числа
удовлетворяют условиям
Этими условиями, по сказанному в начале этого параграфа, числа
определяются вполне. Выражая
к через эти числа, получим окончательно
Переходя к определению принадлежности чисел 2 и 3 к классам
по модулю
заметим, что число
решений сравнения а
числа класса
будет нечетным тогда и только тогда, когда
у принадлежит к классу
когда 2 принадлежит к классу
Из формул (17) находим
, что дает теорему: число 2 принадлежит по модулю
к классу при
четном,
классу
при а четном и к классу Да при а
четном;
числа
определяются для простого числа
по условиям (16).