4.2.2. Этапы обучения
В процессе управления сложным объектом таких этапов восемь (см. § 2.1). Рассмотрим каждый из них отдельно, но применительно к процессу обучения.
4.2.2.1. Формулировка целей обучения
Формулировка целей управления заключается в определении критериев и тех требований к ним, выполнение которых решает задачу управления (см. подраздел 1.1.2). Цели
всякого управления представимы в виде
Здесь
— критерии-функционалы, определяемые на состояниях объекта управления.
Как видно, цели, т. е. требования, предъявляемые к этим функционалам, имеют тройственный характер: цели-неравенства, цели-равенства и экстремальные цели. Они выражают потребности субъекта, взаимодействующего с объектом управления. Выполнение этих целей
удовлетворяет потребности субъекта, ради которых он и создает систему управления.
Теперь интерпретируем сказанное для случая обучения. Здесь субъектом выступает заказчик системы обучения, которому предстоит использовать кадры, подготовленные системой обучения. Цели (4.2.5) обучения в данном случае представляют собой требования к обученному ученику.
Цели-неравенства определяют тот минимум знаний и навыков ученика, нарушение которого недопустимо. Например, функционал
может выражать в виде балльной оценки уровень знаний по
предмету. Тогда
Цели-равенства связаны с теми знаниями и навыками ученика, отсутствие которых недопустимо. Например, в школьной системе обучения
может выражать знание
закона природы. Тогда
определяет знание этого закона, а
— незнание, что недопустимо, так как
Экстремальные цели связаны с теми качествами ученика, которые целесообразно экстремизировать при обязательном выполнении неэкстремальных целей (равенств и неравенств). Они фактически определяют качество процесса обучения. Например: если
— средний балл по
предмету, то естественно требовать,