Проверка (экзамен) запоминания порции
представляется в виде двоичного набора:
где
Эти ответы используются для преобразования вектора
где С — вектор параметров ученика, характеризующих индивидуальные особенности его памяти на
шаге. Правило преобразования
естественно назвать моделью ученика.
Для задачи обучения запоминанию иностранных слов [196]. а затем и для задачи обучения пониманию текстов на иностранном языке модель
определялась в соответствии с формулой [19]:
где
— скорость забывания
элемента ОИ на
шаге;
— время с момента последнего заучивания
элемента ОИ. Параметры
образуют вектор С параметров ученика.
Скорость забывания
каждого элемента ОИ, очевидно, уменьшается, если этот элемент заучивается, и не изменяется а противном случае, т. е. имеет место следующая зависимость:
где относительно функции
известно лишь то, что
Поэтому приходится воспользоваться линейной аппроксимацией
Эта аппроксимация опирается на следующие очевидные соображения: скорость забывания
уменьшается при заучивании, но в разной мере: если ученик вспомнил
слово на экзамене, то естественно считать, что уменьшение скорости забывания этого слова больше, чем в противоположном случае. Это предположение определяет следующую рекуррентную формулу адаптации параметров С ученика:
Рис. 4.2.4. Блок-схема обучения.
Поэтому в первую очередь необходимо выдавать на заучивание ту информацию, которую ученик хуже помнит, с учетом ее встречаемости
Алгоритм минимизации
на каждом шаге состоит в следующем очевидном правиле выбора:
Множество номеров
и есть
— порция ОИ, которую необходимо выдать для заучивания на
уроке. Она учитывает индивидуальные свойства ученика и текста.
Таким образом, алгоритм обучения состоит в следующем:
1. В результате проверки знания учеником порции
обра зуется множество
(рис. 4.2.4).
2. По формуле (4.2.32) происходит адаптация параметров памяти ученика.
3. По правилу (4.2.30) изменяются вероятности незнания элементов ОИ и образуется
4. По формуле (4.2.33) вычисляется критерий качества об учения
5. Если
то обучение заканчивается. В противном случае по правилу (4.2.34) определяется очередная порция
которая и выдается ученику для заучивания. Далее про цедура повторяется с пункта 1.
Исследование и доказательство сходимости этого процесса приведено в работе [216].
Рассмотрим поведение процесса обучения на модели.