4.2.2.2. Выделение объекта обучения из среды
Выделение объекта обучения из среды сводится к определению «границы», отделяющей объект от среды, его окружающей. Эта граница целиком и полностью зависит от целей управления и ресурсов выделенных на управление. Ресурсы могут быть временными, стоимостными, энергетическими и т. их вид и объем определяют «размеры» объекта, причем необязательно «большие» ресурсы нужны «большему» объекту — все зависит от целей управления
При решении задач обучения процесс выделения объекта из среды вовсе не тривиален, как может показаться с первого взгляда. Только в очень простых системах обучения объектом является сам ученик. Действительно, социальные связи ученика естественным образом включаются в процесс обучения, что расширяет объект обучения на микро-, а иногда и макроокружение обучаемого. Это дает возможность в процессе обучения воздействовать на обучаемого не только непосредственно, но и через его среду, которая становится в данном случае объектом управления. С другой стороны, целевые функционалы, входящие в цели могут быть определены на поведении ученика, т. е. проявляться в процессе его общения со средой. Это заставляет вводить «среду общения» ученика в объект управления.
Таким образом, цели обучения и ресурсы выделенные для достижения этих целей, определяют объект обучения, включающий вместе с учеником его среду. «Размеры» этой среды зависят от целей и ресурсов обучения.