Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4.2.6. Экспериментальное сопоставление различных моделей обученияСуществует много моделей обучения. Для сравнения различных моделей был поставлен эксперимент по заучиванию иностранных слов [187]. Эксперимент состоял в следующем. Испытуемым давались для заучивания сразу 40 слов В результате была построена средняя по всем испытуемым кривая обучения:
где
— доля незапомненных слов в Опишем теперь модели обучения, построим для каждой теоретическую кривую обучения и определим, какая из моделей лучше всего описывает процесс запоминания слов. Модель Буша—Мостеллера [39]. Буш и Мостеллер для
Рис. 4.2.10. Осредненная экспериментальная кривая обучения. описания процесса обучения вводят оператор изменения вероятности правильного ответа в виде
где Рассмотрим теперь два важных частных случая этой модели. Случай
Предполагается, что
где — число слов, забытых до
По данным описанного выше эксперимента были получены оценки Случай
Рис. 4.2.11. Теоретические кривые обучения по разным моделям. Цифры на кривых соответствуют номерам моделей в тексте. В этом случае вероятность запоминания никогда не уменьшается, а при удачном экзамене Данная модель имеет неизвестными параметрами
где
Оценку параметра
Из опытных данных бьши получены оценки параметров Последующие модели отличаются тем, что в них изменение вероятности ошибки не зависит от реакции ученика, т. е.
Модель Халла [40]. Эта модель основана на предположении, что вероятности незнания в любом случае связаны следующим простым соотношением:
где параметр у характеризует степень уменьшения вероятности незнания в результате заучивания
где Модель Терстоуна [40]. Терстоун предложил следующую нерекуррентную модель обучения:
где
Из эксперимента была получена оценка Модель Рестла [40]. Эта модель определяет вероятность неправильного ответа следующим образом:
где у — неизвестный параметр, оценку которого получаем [40] из соотношения
Полученное в эксперименте значение этой оценки Модель Кричевского [40]. Кричевский выдвинул гипотезу, что после начального периода обучения возникает «внезапная» обученность. Это следует из так называемой теории «скачков». Применительно к процессу запоминания слов эта теория состоит в следующем. Предположим, что в начале опыта ученик не знает
Далее вводится переходная вероятность:
определяющая вероятность перехода в состояние
где Таким образом, для построения теоретической кривой обучения необходимо знать параметры
и математическое ожидание величины
Приравнивая математические ожидания и наблюдаемые средние значения, получаем следующие оценки для параметров модели: И, наконец, описанная в подразделе 4.2.4 модель по экспери ментальным данным имела С целью сравнения рассмотренных моделей для каждой из них вычислялась невязка с экспериментальной кривой, изображенной на рис. 4.2.10:
где — экспериментальная кривая обучения;
На рис. 4.2.11 сплошной линией изображена экспериментальная кривая; каждая из теоретических кривых имеет номер, соответствующий номеру модели в таблице. Из приведенных результатов и рис. 4.2.11 видно, что лучше всего описывает исходные данные модель Халла, далее следует предложенная модель обучения иностранному языку. Основное различие моделей состоит в том, что согласно первой из них вероятности незнания в одинаково. Положительный эффект применения модели Халла в рассмотренном выше эксперименте, по-видимому, тем и объясняется, что вероятности незнания слов, предложенных для запоминания, были в среднем примерно равны. Таким образом, эксперимент показал, что предложенная модель обучения иностранному языку (см. подраздел 4.2.4) пригодна для обучения запоминанию иностранных слов.
|
1 |
Оглавление
|