4.2.2.8. Коррекция (адаптация)
На данном этапе необходимо откорректировать (адаптировать) систему управления (обучения) в связи с изменением свойств объекта. Эта коррекция может затронуть параметры модели (стрелка 2 на рис. 4.2.2). В этом случае можно воспользоваться обоими рассмотренными подходами.
Прежде всего используется идентификация, т. е. коррекция параметров модели на основе информации, полученной в процессе управления (обучения ученика). Производится адаптация параметров моделей объекта с целью добиться максимального соответствия модели и изменяющегося объекта. Именно поэтому управление с коррекцией такого рода обычно называют управлением с адаптируемой моделью.
В процессах обучения подобная коррекция представляет собой, например, поправку в скорости изменения вероятности (4.2.13).
незнания определенного материала при его повторении или при отсутствии обучения. В первом случае (при повторении) эта скорость, естественно, уменьшится, а во втором (при необучении)
— останется неизменной, причем степень такого изменения скорости очевидным образом зависит от результатов экзамена (теста).
Планированием эксперимента на этапе корреляции пользуются тогда, когда указанной информации недостаточно и для коррекции модели в процессе управления следует поставить дополнительные эксперименты с объектом. В этом случае управление (обучение) имеет двойственный (дуальный) характер: с одной стороны, оно изменяет состояние объекта для достижения целей управления Z, а с другой — специальным образом возмущает объект, чтобы полученная при этом информация позволила откорректировать параметры модели. Естественно, что эти дополнительные возмущения должны быть минимальны, так как они неизбежно нарушают процесс достижения поставленных целей управления. Управление и обучение с коррекцией такого рода обычно называют дуальным.
Типичным примером приемов такого рода дуального обучения являются так называемые «контрольные работы» в школьной системе образования. Они позволяют выявить специфику учащихся, но к процессу обучения имеют лишь косвенное отношение, поскольку последующей программы обучения практически не изменяют.
Однако изменение ученика в процессе обучения может затронуть и его структуру. В этом случае описанная выше параметрическая коррекция не будет эффективна и следует обращаться к коррекции структуры модели ученика (стрелка 3 на рис. 4.2.2). Примером такой коррекции структуры модели является переход от одной модели объекта обучения (ученика) к другой (например, от линейной к нелинейной). В этом случае естественно говорить об адаптивной структуре модели объекта обучения.
Если и эта мера не позволяет эффективно управлять, то обращаются к коррекции объекта т. е. к ревизии границы, отделяющей объект от окружающей его среды (стрелка 4 на рис. 4.2.2). В случае обучения это означает, что следует включить в систему обучения ближайшую среду ученика, его служебные и семейные связи и т. д. Примером такого рода коррекции является установление связи микросоциальной среды учащегося с процессом обучения. Использование обучающих примеров, построенных на информации о среде ученика, и есть простейшая коррекция границ объекта обучения.
И наконец, если и это не позволяет управлять объектом так, как необходимо, приходится обращаться к коррекции целей обучения Z (стрелка 5 на рис. 4.2.2). В процессе такой коррекции
определяется новое множество целей, которое достижимо данной системой обучения для имеющегося конкретного ученика Эти новые цели могут не удовлетворять потребности субъекта, который тогда должен либо создавать новую систему обучения либо изменять свои потребности. В действительности используются оба указанных пути. Например, часто довольствуются уже созданной системой обучения, несмотря на то что давно ясна ее неудовлетворительность с точки зрения потребностей общества. Как видно, процесс управления сложным объектом и процесс обучения имеют в своей основе много общего. Эта общность настолько глубока, что позволяет достаточно формально использовать методы управления сложными объектами в процессах обучения. Проиллюстрируем это на примере заучивания странной лексики при обучении языку.