Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.2. ЛИНЕЙНЫЕ РЕШАЮЩИЕ ФУНКЦИИПростой вариант двумерной линейной решающей функции, введенной в § 2.1, можно легко обобщить на n-мерный случай. Общий вид линейной решающей функции задается формулой
где вектор Общепринято во все векторы образов вводить после последней компоненты 1 и представлять соотношение (2.2.1) в виде
где Предполагается, что в случае разбиения на два класса решающая функция
Рассмотрим случаи разбиения на несколько классов Случай 1. Каждый класс отделяется от всех остальных одной разделяющей поверхностью. В этом случае существует М решающих функций, обладающих свойством
где Пример. Простой пример, иллюстрирующий случай 1, приведен на рис. 2.2, а. Отметим, что каждый класс можно отделить от всех остальных с помощью одной разделяющей границы. Так, например, если некоторый образ Приведем численную иллюстрацию; пусть решающие функции, соответствующие рис. 2.2, а, имеют вид
Следовательно, три разделяющие границы определяются уравнениями
Итак, любой образ, для которого выполняются условия (кликните для просмотра скана) в класс Интересно отметить, что если функция Отнесение неклассифицированного объекта к одному из трех классов, определяемых рассмотренными решающими функциями, производится самым непосредственным образом. Пусть, например, необходимо классифицировать образ
Так как Случай 2. Каждый класс отделяется от любого другого взятого в отдельности класса «индивидуальной» разделяющей поверхностью, т. е. классы попарно разделимы. В этом случае существует
кроме того, Не так уж редки задачи, представляющие собой комбинацию случаев 1 и 2. Для их решения требуется менее Пример. На рис. 2.3, а представлены три класса образов, разделимых согласно случаю 2. Очевидно, что ни один класс нельзя отделить от всех остальных с помощью единственной разделяющей поверхности. Каждая из приведенных на рисунке (кликните для просмотра скана) границ обеспечивает разделение точно двух классов. Так, например, хотя граница
Разделяющие границы снова получим, приравнивая решающие функции нулю. Области решений, однако, теперь могут содержать несколько зон, где соответствующие функции положительны. В частности, область, отвечающая классу Области, определяемые тремя указанными решающими функциями, представлены на рис. Рассмотрим классификацию объекта, заданного вектором
Отсюда автоматически следует, что
и в область неопределенности мы не попали, то рассматриваемый образ зачисляем в класс Случай 3. Существует М решающих функций
Эта ситуация является разновидностью случая 2, поскольку можно положить
где Пример. Прежде чем приводить иллюстрацию случая 3, отметим, что граница между классами Простой пример случая 3 при В общем случае требуется, чтобы входящие в класс Пусть в качестве решающих функций выбраны следующие:
Разделяющие границы для трех классов выглядят при этом так:
Для того чтобы определить область решений, соответствующую классу (кликните для просмотра скана) В качестве примера классификации рассмотрим обработку образа
Поскольку
образ относится к классу Если какой-либо из рассмотренных выше вариантов линейной решающей функции обеспечивает классификацию в некоторой заданной ситуации, то соответствующие классы называются линейно разделимыми. Читателю следует четко уяснить, что основная проблема, возникающая после определения набора решающих функций (линейных либо каких-то иных), заключается в отыскании коэффициентов. Как уже указывалось выше, для определения этих коэффициентов обычно используется доступная выборка образов. После того как коэффициенты всех решающих функций определены, можно приступать к построению системы распознавания, как это описано в гл. 1.
|
1 |
Оглавление
|