1.4. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ И МЕТОДОЛОГИИ
В основе идеи синтеза систем автоматического распознавания лежат способы с помощью которых описываются и разделяются классы образов. Опираясь на наш опыт, мы предлагаем рассмотреть несколько основных вариантов. Когда класс характеризуется перечнем входящих в него членов, построение системы распознавания образов может быть основано на принципе принадлежности к этому перечню. Когда класс характеризуется некоторыми общими свойствами, присущими всем его членам, построение системы распознавания может основываться на принципе общности свойств. Когда при рассмотрении класса обнаруживается тенденция к образованию кластеров в пространстве образов, построение системы распознавания может основываться на принципе кластеризации. Эти три основных принципа построения систем распознавания образов обсуждаются ниже.
1. Принцип перечисления членов класса
Задание класса перечислением образов, входящих в его состав, предполагает реализацию процесса автоматического распознавания образов посредством сравнения с эталоном. Множество образов, принадлежащих одному классу, запоминается системой распознавания. При предъявлении системе незнакомых (новых) образов она последовательно сравнивает их с хранящимися в ее памяти. Система распознавания образов относит новый образ к тому классу, к которому принадлежал находящийся в памяти системы образ, совпавший с новым. Так, например, если в память системы распознавания введены литеры различных наборных шрифтов, то подход, основанный на перечислении членов класса, позволяет распознавать соответствующие буквы, но только в тех случаях, когда их изображения не искажены шумом, связанным с размазыванием или плохим нанесением краски, пористостью бумаги и т. п. Несомненно, это
несложный метод, однако он позволяет строить недорогие системы распознавания, которые в отдельных прикладных областях вполне справляются со своими задачами. Метод перечисления членов класса работает удовлетворительно, если выборка образов близка к идеальной.