Главная > Принципы распознавания образов
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

5.2.1. Принцип подкрепления — наказания

Обучающий алгоритм для перцептрона, приведенного на рис. 5.1, сводится к простой схеме итеративного определения вектора весов Дадим краткое описание этой схемы, которую обычно называют алгоритмом перцептрона.

Заданы два обучающих множества, представляющие классы соответственно; пусть — начальный вектор весов, который выбирается произвольно. В таком случае шаг обучения выглядит следующим образом.

Если то вектор весов заменяется вектором

где — корректирующее приращение.

Если то заменяется вектором

В противном случае не изменяется, т. е.

Короче говоря, алгоритм вносит изменения в вектор весов в том и только том случае, если образ, предъявленный на шаге обучения, был при выполнении этого шага неправильно классифицирован с помощью соответствующего вектора весов. Корректирующее приращение должно быть положительным, и в данном случае предполагается, что оно постоянно.

Очевидно, что алгоритм перцептрона является процедурой типа «подкрепление — наказание», причем, надо признаться, подкреплением за правильную классификацию образа, в сущности, служит отсутствие наказания. Иными словами, если образ классифицирован правильно, то система подкрепляется

тем, что в вектор весов не вносится никаких изменений. С другой стороны, если образ классифицируется неправильно и произведение оказывается меньше нуля, когда оно должно бы быть больше нуля, система «наказывается» увеличением значения вектора весов на величину, пропорциональную . Точно так же, если произведение оказывается больше нуля, когда оно должно быть меньше нуля, система наказывается противоположным образом.

Сходимость алгоритма наступает при правильной классификации всех образов с помощью некоторого вектора весов. В следующем разделе показано, что алгоритм перцептрона сходится за конечное число итераций, если заданные классы линейно разделимы. Прежде чем приступить к доказательству, будет полезно подробно рассмотреть простой численный пример.

Пример. Рассмотрим образы, представленные на рис. 5.2, а. Следует применить к этим образам алгоритм перцептрона с тем, чтобы с его помощью определить весовой вектор решения.

Рис. 5.2. Иллюстрация принципа действия алгоритма перцептронного типа. а — образы, принадлежащие двум классам; б — разделяющая граница, полученная с помощью реализации процесса обучения.

Осмотр образов показывает, что два заданных класса линейно разделимы и, следовательно, применение алгоритма окажется успешным.

До начала применения алгоритма пополним все образы. При этом рассматриваемые классы обратятся в . Задав и

предъявив образы в указанном выше порядке, получим (по шагам):

(см. скан)

Коррекция вектора весов проводилась на первом и третьем шагах в соответствии с формулами (5.2.2) и (5.2.3) в связи с ошибками классификации. Так как получаемый результат можно считать искомым решением только в том случае, когда алгоритм осуществит без ошибок полный цикл итерации по всем образам, обучающее множество следует предъявить еще раз. Процесс обучения системы продолжается при ,

(кликните для просмотра скана)

Нетрудно убедиться в том, что в следующем итеративном цикле все образы классифицируются правильно. Итак, вектор решения имеет вид . Соответствующей решающей функцией будет приравнивание этой функции нулю дает уравнение разделяющей границы, приведенной на рис.

В соответствии с анализом, проведенным в § 5.1, алгоритм перцептрона можно представить в другой, эквивалентной форме, умножив пополненные образы одного из классов на —1. Таким образом, умножив все образы, например класса , на —1, алгоритм перцептрона можно записать как

где с — положительное корректирующее приращение. В данной главе будем пользоваться именно этим эквивалентным представлением алгоритма перцептрона.

1
Оглавление
email@scask.ru