Главная > ЛЕКЦИИ ПО АТОМНОЙ MEXAHИКE TОМ 1 (МАКС БОРН)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Рассмотрим теперь физические влияния, возникающие по причине отличия силового поля (вне остова атома) от поля кулоновского характера 1 .
1) M. Born u. W. Heis e nberg, Zettschr. f. Physik, Bd. 23, S. 388, 1824. Из этих работ взята также следующая таблица.

Во-первых, необходимо установить, какие степени \( \frac{a}{r} \) имеют самое существенное значение в зыражении потенциала. Запишем траекторную энергию в форме
\[
W=-\frac{R h Z^{2}}{\left(n+\delta_{1}+\frac{\delta_{2}}{n^{2}}\right)^{2}} .
\]

Дополнительный член \( -\frac{e^{2} Z}{r} \cdot c_{1} \frac{a_{\mathrm{H}}}{r} \) в потенциальной энергии в силу (10) \( \S 25 \) дает Ридберговскую поправку
\[
\delta_{1}=-\frac{Z c_{1}}{k}
\]

и \”поправку Ритца“
\[
\delta_{2}=0 .
\]

Дополнительный член \( -\frac{e^{2} Z}{r} \cdot c_{2} \frac{a_{\mathrm{H}}^{2}}{r^{2}} \) дает
\[
\delta_{1}=-\frac{Z^{2} c_{2}}{k^{3}}, \quad \delta_{2}=0
\]

и дополнительный член \( -\frac{e^{2} Z}{r} \cdot c_{3} \frac{a_{\mathrm{H}}^{3}}{r^{3}} \) дает
\[
\delta_{1}=-\frac{3}{2} \frac{Z^{3} c_{8}}{k^{5}}, \quad \delta_{2}=\frac{Z^{3} c_{8}}{2 k^{3}}, \quad \frac{\delta_{2}}{\delta_{1}}=-\frac{k^{2}}{3}
\]

и, наконец, дополнительный член \( -\frac{e^{2} Z}{r} \cdot c_{4} \frac{a_{\mathrm{H}}^{4}}{r^{4}} \) приводит к уравнениям:
\[
\delta_{1}=-\frac{5}{2} \frac{Z^{4} c_{4}}{k^{7}}, \quad \delta_{2}=\frac{3 Z^{4} c_{4}}{2 k^{5}}, \quad \frac{\delta_{2}}{\delta_{1}}=-\frac{3}{5} k^{2} .
\]

В следующей таблице’ приводятся найденные из спектров значения поправки Ридберга и Ритца-в их отношении к особенно простым спектрам щелочных металлов
\begin{tabular}{|c|c|c|c|c|c|c|}
\hline & & \( \mathrm{Li} \) & \( \mathrm{Na} \) & K & \( \mathrm{Rb} \) & Cs \\
\hline\( p \) & \begin{tabular}{l}
\( -\delta_{1} \) \\
\( -\delta_{2} \) \\
\( -\delta_{2} / \delta_{1} \)
\end{tabular} & \begin{tabular}{l}
0,049 \\
0,031 \\
0,63
\end{tabular} & \( \mathbf{T} \) & \( \mathbf{T} \) & \( T \) & \( T \) \\
\hline\( d \) & \begin{tabular}{l}
\( -\delta_{1} \) \\
\( -\delta_{2} \) \\
\( -\delta_{2} / \delta_{1} \)
\end{tabular} & \begin{tabular}{l}
\( \bar{z}^{*} \) \\

\end{tabular} & \begin{tabular}{l}
0,015 \\
0,036 \\
2,4
\end{tabular} & \begin{tabular}{l}
0,25 \\
0,80 \\
3,2
\end{tabular} & \begin{tabular}{l}
0,35 \\
0,99 \\
2,8
\end{tabular} & \( T \) \\
\hline\( f \) & \begin{tabular}{r}
\( -\delta_{1} \) \\
\( \delta_{2} \) \\
\( -\delta_{2} / \delta_{1} \)
\end{tabular} & \( \overline{=} \) & \begin{tabular}{l}
0,0020 \\
0,0064 \\
3,2
\end{tabular} & \begin{tabular}{l}
0,009 \\
0,035 \\
3,9
\end{tabular} & \begin{tabular}{l}
0,36 \\
0,35 \\
9,8
\end{tabular} & \begin{tabular}{l}
0,032 \\
0,16 \\
5,0
\end{tabular} \\
\hline
\end{tabular}

Знаком Т в таблице отмечается тот факт, что ридберговская поправка уже настолько велика, что разложение потенциала по степеням \( \frac{1}{r} \) оказывается недопустимым.
Большое значение – \( \frac{\delta_{2}}{\delta_{1}} \) указывает на то, что высоких степеней \( \frac{1}{r} \) в потенциале заметно много.
Для членов \( \frac{c_{3}}{r^{4}} \) и \( \frac{c_{4}}{r^{5}} \) получаются теоретически следующие значения:
\begin{tabular}{l|l|ll}
\hline & \( k \) & для \( \frac{c_{8}}{r^{4}} \) & для \( \frac{c_{4}}{r^{5}} \) \\
\hline\( p \) & 2 & 1,33 & 2,4 \\
\( d \) & 3 & 3,0 & 5,4 \\
\( f \) & 4 & 5,33 & 9,6
\end{tabular}

Таблица имет такой вид, как будто член с \( \frac{c_{3}}{r^{4}} \) есть наиболее существенный дополнительный илен. В действительности, такой дополнительный член потенциальной энергии теоретически вполне понятен. Если, например, остов рассматривать не как абсолютно жесткий, а поддающийся деформации, то он содержит – в поле оптического электрона электрический момент. Если электрон находится достаточно далеко от остова, то возбужденное им поле \( [\Subset]=\frac{e}{r^{2}} \) в области остова можно рассматривать, как однородное поле. Этому полю пропорционален момент, индуктирующийся телом атома: \( p=\frac{\alpha e}{r^{2}} \). Такой дипольный момент обладает вблизи себя электрическим полем. Если представить, что оно возникло благодаря смещению в одну точку двух зарядов \( \frac{p}{l} \), находившихся на расстоянии \( l \), то легко видеть, что в направлении его продолжения на оптический электрон действует сила вида:
\[
\lim _{l \rightarrow 0} \frac{p e}{l}\left[\frac{1}{r^{2}}-\frac{1}{(r+l)^{2}}\right]=p e \frac{d}{d r}\left(-\frac{1}{r^{2}}\right)=\frac{2 p e}{r^{3}}=\frac{2 \alpha e^{2}}{r^{5}} .
\]

Ее потенциал равен \( -\frac{\alpha e^{2}}{2 r^{4}} \); пренебрегая остальными отклонениями от кулоновского поля, мы имеем
\[
U(r)=-\frac{e^{2} Z}{r}\left(1+\frac{\alpha}{2 Z a_{\mathrm{H}}^{3}} \frac{a_{\mathrm{H}}^{3}}{r^{3}}\right)
\]

и
\[
\delta_{1}=-\frac{3}{4} \frac{Z^{2} \alpha}{a_{\mathrm{H}}^{3} k^{5}}, \quad \delta_{2}=\frac{Z^{2} \alpha}{4 a_{\mathrm{H}}^{3} k^{3}} .
\]

Наше предположение, что отклонения силового поля от кулоновского поля обусловлены, главным образом, индуктирующи́мся дипольным моментом, можно проверить вычислением \”поляризуемости\” \( \alpha \) по экспериментальным значениям \( \delta_{1} \) и \( \delta_{2} \). Относительно остовов атомов, например, щелочных металлов \( \mathrm{Li}, \mathrm{Na}, \mathrm{K}, \mathrm{Rb}, \mathrm{Cs} \), необходимо предположить, что они построены подобно (содержащим одинаковое число электронов) нейтральным атомам благородных газов \( \mathrm{He}, \mathrm{Ne}, \mathrm{A}, \mathrm{Kr}, \mathrm{X} \), (подробнее см. §29).

Значения \( \alpha \) этих атомов можно вычислить из диэлектрической постоянной, которая связана со значениями а остовов щелочных металлов простым соотношением.

Из экспериментально найденных значений \( \delta_{1} \) щелочных металлов следует
\( \alpha \cdot 10^{24}=\left\lvert\, \)\begin{tabular}{ccccc}
\( \mathrm{Li}^{+} \) & \( \mathrm{Na}^{+} \) & \( \mathrm{K}^{+} \) & \( \mathrm{Rb}^{+} \) & \( \mathrm{Cs}^{+} \) \\
\hline 0,314 & 0,405 & 1,68 & – & 6,48
\end{tabular}\right.

Здесь использовываются \( f \), термы кроме \( \mathrm{Li} \), терм \( p \) которого служит для вычисления; \( \mathrm{Rb} \) был пропущен ввиду выпадения для него Ридберговской поправки и поправки Ритца. Поляризуемость аблагородных газов с диэлектрической постоянной \( \varepsilon \) или преломлением \( n \) для бесконечно длинных волн связана Лоренц-Лоренцовской формулой
\[
\alpha=\frac{3}{4 \pi N} \frac{\varepsilon-1}{\varepsilon+2}=\frac{3}{4 \pi N} \frac{n^{2}-1}{n^{2}+2},
\]

где \( N \) – число атомов в единице объема.
Экстраполируя оптически измеренный коэфициент преломления на бесконечно длинные волны, находим

Значение \( \alpha \)-йонов щелочных металлов должны быть немного меньшими, так как объем йонов, благодаря высокому ядерному заряду, мал по сравнению с получающимися атомами благородного газа.

Таким образом, мы приходим к заключению, что вычисленные по спектру значения \( \alpha \), хотя и имеют правильный порядок величины, но все же являются немного большими. Разницу эту можно объяснить тем, что рядом с индуктирующим моментом появляется другое отклонение от кулоновского поля, обязанное также дополнительному члену \( \frac{c_{3}}{r^{4}} \). В этом месте мы не можем пока проверить возможности допущения такого предположения, но отметим, что при современном уровне знаний строения йонов, подобных йонам благородных газов, вряд-ли такая возможность допустима.

Оставаясь при приведенном здесь объяснении ридберговской поправки с помощью поляризуемости остова, мы сталкиваемся с противоречием, непреодолимым с точки зрения наших квантовых правил. Но выше нами было уже указано, что объяснение тончайших особенностей спектров мультиплетов и тесно связанного с этим аномального эффекта 3 еемана, (ср. конец §24) не входит вообще в рамки квантовой теории многопериодических систем. В теории этих явлений пришли к формальному выходу: считать квантовое число \”половинчатым “, т. е. чғо ему можно придавать значение \( \frac{1}{2}, \frac{3}{2}, \frac{5}{2}, \ldots \) Нужно ожидать, что при дальнейшем развитии теории собственные квантовые величины останутся, как и до сих пор, целыми числами и что величича \( k \), встречающаяся в нашей приближенной теории, не представляет собой такой квантовой величины, а каким-то посредственным образом состоит сама из них. Мы не будем здесь входить в подробности этого вопроса, только исследуем, какие значения будут получать а, если положить в наших формулах \( k \) равным „половинчатому“ числу.

Так из спектроскопических значений \( \delta_{1} \) мы получаем следующие значения \( \alpha \) :
\begin{tabular}{|c|c|c|c|c|c|}
\hline & \( \mathrm{Li}^{+} \) & \( \mathrm{Na}^{+} \) & \( \mathrm{K}^{+} \) & \( \mathrm{Rb}^{+} \) & \( \mathrm{Cs}^{+} \) \\
\hline \( 10^{2} \) & 0,075 & 0,21 & 0,87 & – & 3,36 \\
\hline
\end{tabular}

Эти числа правильно отображают значения \( \alpha \) благородных газов. Такую связь можно проследить и дальше, анализируя значения \( \alpha \) других многозначных ионов, подобных ионам идеального газа, которые можно определить частично по Ридберговским поправкам спектров ионизированных элементов (искровые спектры) частично по твердым солям (ионные решетки); этим достигаются новые подтверждения того допущения, согласно, которому поправка Ридберга терм внешних траекторий в рассматриваемых спектрах обязана поляризуемости остова и что квантовое число \( k \) необходимо брать половинчатым числом. Но излагаемые в нашем томе соображения, впрочем, вовсе не зависят от решения вопроса, брать ли \( k \) целым числом или нет.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru