Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 22.3. КОМПЛЕКСНЫЕ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫПод комплексными радиотехническими системами понимают системы, в которых осуществляется совместная обработка информации от нескольких измерителей (датчиков),определяющих одни и те же или функционально связанные между собой параметры. В качестве измерителей в комплексную систему входят радиотехнические и нерадиотехнические датчики, такие, как гироскопические, инерциальные, аэродинамические, барометрические и т. п. Например, скорость ЛA можно измерить с помощью ДИСС, а также путем интегрирования показаний акселерометров; координаты ЛA можно определить используя радиотехнические системы ближней или дальней навигации и с помощью инерциальной навигационной системы, осуществляющей двойное интегрирование составляющих ускорения, и т. д. Необходимость в одновременном измерении одних и тех же параметров с помощью устройств и систем, работающих на различных физических принципах, обусловлена тем, что каждый измеритель в отдельности не удовлетворяет всем необходимым требованиям. Так, радиотехнические измерители, обеспечивая высокую точность измерений, практически не зависящую от продолжительности работы, имеют ограниченную дальность действия, подвержены действию активных радиопомех, часто обладают ограниченной пропускной способностью. В свою очередь, нерадиотехнические измерители, имеющие неограниченную дальность действия, не зависящие от влияния радиопомех и обладающие скрытностью работы, как правило, недостаточно точны по сравнению с радиотехническими, причем их ошибки с течением времени увеличиваются. Поэтому в системах навигации и управления комплексирование измерений применяется для повышения точности, помехозащищенности и надежности оценки параметров движения объектов. Рассмотрим основные способы комплексирования. Они осуществляют на основе взаимной компенсации и фильтрации погрешности отдельных измерителей либо на основе многоканальной фильтрации. Способ компенсации. Поясним суть этого способа на примере навигационной системы, содержащей два измерителя, определяющих один и тот же навигационный параметр (рис. 22.14). Система содержит радиотехнический (РТИ) и автономный (АИ) измерители, выходные сигналы которых можно представить в виде
где
Рис. 22.14
Рис. 22.15 Предположим, что спектральные плотности Пользуясь структурной схемой, приведенной на рис. 22.14, получим сигнал на выходе фильтра с передаточной функцией
где Очевидно, что для повышения точности комплексной системы необходимо передаточную функцию фильтра Таким образом, сигнал на выходе комплексной системы можно записать следующим образом:
Анализ этого выражения показывает, что если бы фильтр с передаточной функцией Фактически же из-за того, что спектры помех перекрываются и идеальную фильтрацию осуществить невозможно, в выходном сигнале помимо полезного навигационного параметра
Дисперсия этой ошибки с учетом обычно выполняющегося условия независимости помех
Из соотношения (22.62) следует, что если спектральные плотности Отметим также, что при использовании способа компенсации в комплексной системе не возникает динамических ошибок, так как ошибка системы Системы, в которых ошибки не зависят от характеристик полезного сообщения Способ фильтрации. Другим возможным способом комплексирования навигационных измерителей является объединение их по схеме фильтрации (рис. 22.16). В этом случае выходной сигнал комплексной системы
Для того чтобы этот сигнал не содержал динамических ошибок, необходимо выполнить условие
Рис. 22.16
т. e. условие инвариантности комплексной системы относительно навигационного параметра
Следовательно, результирующая ошибка измерения имеет только флуктуационную составляющую
При Способ комплексирования с введением дополнительной информации внутрь контура слежения радиотехнического измерителя. Введение информации о параметрах движения цели в контур слежения (рис. 22.17, а) позволяет улучшить характеристики точности и помехоустойчивости радиотехнических измерителей в режиме слежения; уменьшить вероятности ложных захватов и срыва слежения; обеспечить возможность сопровождения при пропадании радиосигналов; сократить время поиска. Найдем выходной сигнал
Рис. 22.17 где
Нетрудно видеть, что выражение (22.67) совпадает с (22.63) и, следовательно, данная схема может быть представлена в виде двухканальной схемы фильтрации, приведенной на рис. 22.17, б. При этом условие инвариантности (22.64) выполняется в том случае, когда
С учетом условия (22.69) и формул
где второе слагаемое в правой части представляет собой ошибки оценивания навигационного параметра Синтез комплексных систем. Из изложенного следует, что к задаче синтеза комплексных систем возможны два основных подхода. Сформулируем их, ограничиваясь рамками теории линейной фильтрации. Первый подход предполагает заданными модели измеряемого навигационного параметра Поэтому часто для синтеза комплексных систем применяют второй подход, при котором данные о модели Синтез комплексных систем на основе принципа инвариантности можно произвести различными способами. Для этой цели можно применить рассмотренный ранее метод компенсации (см. рис. 22.14) и синтезировать фильтр Калмана, осуществляющий оптимальное оценивание погрешностей автономного датчика Прежде всего необходимо задать модель погрешностей датчика воздушной скорости. Анализ работы таких датчиков показывает, что модель погрешностей измерителя скорости может быть описана экспоненциально коррелированным процессом
где Составим уравнение состояния системы. Так как модель движения объекта предполагается неизвестной, то в качестве компонентов вектора состояния целесообразно выбрать текущую дальность объекта и погрешность автономного датчика скорости, т. е. задать вектор состояния Истинное значение скорости объекта
Объединив уравнения (22.71) и (22.72) в систему при матричной форме записи, получим
В этом уравнении состояния выходной сигнал датчика автономной скорости
Структурная схема рассматриваемой модели процесса и измерений приведена на Приступим непосредственно к синтезу дискретного алгоритма комплексирования, реализуемого на ЭВМ. Для этого, используя соотношения (22.45) — (22.47), осуществим переход от дифференциального уравнения (22.73) к уравнению в конечных разностях. Вычислим переходную матрицу дискретной системы. По определению [13],
Рис. 22.18
где
где Из выражения (22.45) с учетом соотношений (22.73) и (22.76) следует, что
Вычислив входящие в (22.77) интегралы, окончательно получим
где Уравнение измерений отличается от (22.74) только дискретным временем
Выражения (22.78) и (22.79) позволяют построить на основе (4.88) — (4.90) соответствующий фильтр Калмана, особенностью которого является использование в нем для вычисления оценок экстраполяции вектор управления Таким образом, искомый алгоритм фильтрации для рассматриваемой инвариантной комплексной системы может быть записан следующим образом:
Рис. 22.19
Структурная схема фильтра, реализующего этот алгоритм, приведена на рис. 22.19. На вход фильтра поступают отсчеты дальности
|
1 |
Оглавление
|