Главная > Ошибки в математических рассуждениях
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Глава I. ОБ УПРАЖНЕНИЯХ НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

В науке принято всякое доказываемое или опровергаемое утверждение называть тезисом. Например, Доказывая какую-либо теорему, мы имеем тезис — текст этой теоремы.

Оправдать тезис — это значит установить его истинность; опровергнуть тезис — показать его ложность.

Проверка тезиса состоит в его оправдании или опровержении

Опровержение доказательства не означает еще опровер жения тезиса Если тезис истинен, то опровержение доказа тельства свидетельствует лишь о том, что в его защиту при ведены неудачные аргументы или допущена оплошность в рассуждении Однако истинность тезиса до тех пор остается под вопросом, пока не будут представлены должные аргу менты и логически безупречная схема доказательства

При просмотре доказательства, подтверждающего истинный или кажущийся истинным тезис, далеко не во всех случаях легко заметить наличие ошибки Задача значительно облегчается, когда мы, зная заранее, что в доказательстве содержится ошибка, исходим из специальной установки на ее обнаружение

Если тезис выражает ложное суждение, то и любое доказательство этого тезиса всегда оказывается ложным. Умение

опровергнуть доказательство тезиса в случае его ложности столь же необходимо, как и умение доказать тезис в случае его истинности.

В ходе политических, научных и житейских споров, в процессе судебного следствия и разбирательства, в поисках решения различных задач приходится не только доказывать но и опровергать.

В. И. Ленин, анализируя сознательные и бессознательные ошибки в области логического мышления своих политических противников, напоминал о тех рассуждениях, «..которые математики называют математическими софизмами и в которых, - строго логичным, на первый взгляд, путем, — доказывается, что дважды два пять, что часть больше целого и т. д.», и указывал, что «Существуют сборники таких математических софизмов, и учащимся детям они приносят свою пользу».

В методическом письме Министерства просвещения РСФСР «О преподавании математики в классах» (1952, стр. 41) указывается, что «весьма полезным подспорьем для развития логических способностей учащихся являются всевозможные софизмы».

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru