Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
II. АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ.1. В рассуждении допущена ошибка: второй клиент гостиницы остался без комнаты, так как об его существовании просто «забыли» при распределении номеров гостиницы. Однако здесь нельзя ограничиться одним указанием ошибки. Следует объяснить, почему эта грубая ошибка далеко не каждому сразу бросается в глаза. Объяснение же этого факта состоит в том, что понятие нзлого положительного числа не является однозначным: оно может быть и количественным и порядковым. Путем сознательного смешения понятий количественного и порядкового чисел и достигается иллюзия правдоподобности приведенного рассуждения. В самом деле, мы рассуждали так: «в итоге расселения в первой комнате оказалось два человека» — число количественное; «третий человек был помещен во второй комнате» - число порядковое. Подобная структура рассуждения и дала возможность отвлечь внимание читающего текст софизма от факта пропуска второго клиента. Этот софизм указывает на необходимость четко уяснить себе, какой смысл вкладывается в используемый термин, особенно тогда, когда он принадлежит к числу неоднозначных математических терминов. 2. В рассуждении допущено намеренное отождествление понятий порядкового и количественного чисел. Ошибка возникает потому, что для пальцев правой руки совпадение порядкового и количественного чисел не имеет места. 3. Отметим, что, взяв вместо денежных единиц единицы длины и поступая точно так же, мы не получим ничего неверного:
или
Получив от умножения чисел, выражающих метры, число, выражающее уже не простые (линейные), а квадратные метры, мы догадываемся, 1 рубль нельзя, так как никаких «квадратных рублен» и «квадратных копеек» не существует. Иногда говорят, что множимое может быть и отвлеченным, и именованным числом, множитель же должен быть обязательно числом отвлеченным. Уже такое умножение, как Двух равенств между именованными числами законно всегда, когда существует соответствующая сложная единица. Так, имея равенства:
мы можем перемножить их почленно и получим совершенно правильный результат:
Это показывает, что для подъема груза в 4. Ошибка состоит в том, что мы занимаемую единицу возводили в ранг десятка. Возникает вопрос: случайно ли сумма таким образом полученных разностей равна 45? Нет, не случайно. В самом деле мы занимали пять раз по единице и каждую из занимаемых единиц считали десятком. Таким образом образовалась сумма пяти лишних девяток, составляющих 45 Допускаемая грубая ошибка не каждым сразу обнаруживается в результате ложной аналогии с выполнением вычитания чисел, записанных по принципам позиционной десятичной системы счисления. Имела место попытка предлагать тезис этого софизма «45 — 45—45» в качестве задачи для отыскания ее «решения». «Как из 45 (сумма, которая составляется из сложения чисел от 1 до 9) вычесть 45, чтобы в итоге получилось 5. Грубая ошибка маленького Пети, как показывает опытная проверка, не всем детям сразу бросается в глаза, а объяснить ее затрудняются многие. Это происходит потому, что в основе рассуждений мальчика, как это ни странно, лежит правильная мысль. Она состоит в том, что точное деление (деление без остатка) сводится к последовательному вычитанию делителя из делимого до получения разности, равной нулю. Производя деление 40 на 8, Петя должен был установить, сколько раз из 40 можно вычесть 8. Он установил, что это можно сделать четыре раза т. е. выполнить Деление так:
Однако в силу неправильного использования записи при вычислении единицы первого слагаемого возведены Петей в ранг десятков: 6. Из курса арифметики известно, что от деления членов отношения на одно и то же число, отличное от нуля, величина отношения не изменяется. Вопреки этому, в анализируемом рассуждении величина отношения, в данном случае равная единице, умножалась на число, являющееся общим наибольшим делителем членов отношения. В рассуждении создана иллюзия правдоподобия на основе ложной аналогии с распределительным свойством умножения относительно сложения.. Существенно заметить, что подобные ошибки становятся невозможными при использовании в качестве знака деления черты дроби. В самом деле:
и
7. Неправильность полученных ответов бросается в глаза (за исключением пятого, неправильность которого не столь очевидна). Все они получены в предположении, что между теми двумя величинами, о которых идет речь в задаче, имеется прямо или обратно пропорциональная зависимость; в действительности же зависимость между величинами, с которыми мы имеем дело в каждой из этих задач, более сложная. Решая первую задачу, мы пришли к заключению, что за 4 часа самолет поднимется на 60 км. Это было бы верно, если бы высота набиралась пропорционально времени: во сколько раз больше продолжительность подъема, во столько раз больше и достигнутая высота. В действительности же такой пропорциональности нет: по мере того как увеличивается высота подъема, растет и время, нужное для подъема на каждый следующий метр, и всякий самолет имеет свой «потолок», т. е. такую высоту подъема, превзойти которую он уже не может. Во второй задаче решение дано в предположении, что скорость моторной лодки пропорциональна числу лошадиных сил (мощности) мотора. Оказалось, что сравнительно небольшой мотор, всего в 10 лошадиных сил, даст лодке скорость в Решение третьей задачи гласит, что челопек, пробегающий Четвертая задача решена в предположении, что человек бросает диск на расстояние, обратно пропорциональное весу диска. Полученный фантастический ответ (диск забрасывается на Диску более тяжелому. В силу этих причин очень малые диски летят не дальше, а ближе более тяжелых, и расчет дальности полета, основанный на применении обратно пропорциональной зависимости, даег результаты совершенно неправильные. При решении пятой задачи мы исходили из предположения, что количество ударов и время находятся в прямой пропорциональной зависимости. Однако эти две величины связаны между собой иной, причем более сложной зависимостью. Это ясно из следующих соображений. Так как любые из двух последовательных ударов отделены друг от друга одним промежутком, то, очевидно, шесть ударов, следующих один за другим, отделены друг от друга пятью промежутками. Итак, за 6 сек. происходит Паше утверждение об отсутствии пропорциональности следует из того факта, что, считая двенадцать ударов, мы имеем не десять, а одиннадцать промежутков между ними. Теперь не представляет труда дать ответ на вопрос задачи: за какое время часы сделают 12 ударов? Очевидно, часы сделают 12 ударов за (12-г 0 секунд, где мы буквой Из всего сказанного надо сделать вывод о необходимости соблюдения большой осторожности при решении задач посредством тройного правила: всякий раз, прежде чем применить это правило, надо убедиться, что рассматриваемые в задаче величины действительно находятся в пропорциональной зависимости. Можно привести сколько угодно примеров нелепых выводов, основанных на применении тройного правила в случаях, когда его применять нельзя. Мы с ними еще встретимся. 8. Здесь допущена ошибка при вычислении процента экономии топлива. При наличии всех трех усовершенствований расчет экономии топлива должен быть проведен следующим образом: 40% экономии топлива, получающиеся от введения первого изобретения, нужно взять от всего количества топлива, потребляемого машиной. 35% экономии от введения второго изобретения вычисляются от остатка после вычета экономии от первого усовершенствования. 25% экономии топлива, получающиеся от введения третьего усовершенствования, вычисляются от второго остатка. Расчет будет верен и в том случае, если мы проведем вычисление в другом порядке, т. е. начнем со второго или третьего усовершенствования. Возьмем конкретный пример. Допустим, что машина потребляет
Следовательно, при наличии трех усовершенствований в Результат может быть выражен так:
Это выражение показывает, что общий процент экономии не зависит от того, в каком порядке мы вводим отдельные усовершенствования. В ошибочном решении этой задачи мы сталкиваемся с использованием ложной аналогии. Привыкая принимать при решении очень многих задач данное первоначальное количество за 100% (например, в рассматриваемой задаче: «если принять количество топлива, употребляемого машиной, за 9. Необходимо твердо помнить, что при вычислении среднего процента х по нескольким группам (или, как говорят статистики, по нескольким частным совокупностям) простое среднее арифметическое из чисел
где каждой группы. В случае 10. Для осознания ошибки начнем с противопоставления правильного рассуждения ложному. Пусть имеем ежегодный прирост в 40% по сравнению с предшествующим годом. К началу первого года производительность была 100% Таким образом, ежегодный прирост производительности в 40% даст не утроение, а более чем пятикратное увеличение производительности за пятилетку. Чтобы иметь за пятилетку утроение, мы должны взять за год не 40% прироста, а меньше. Взяв 20%, убедимся, что к концу первого, второго и так далее лет пятилетки мы будем иметь 120%, 144%, 172,8%, 207,36%, 248,83%, и утроения за пятилетку не получим. При 25% ежегодного прироста утроение за пятилетку уже обеспечено — к концу пятилетки получим 305,18% производительности. Ежегодный прирост в 30% даст к концу пятилетки 371,2996. Ошибка первого рассуждения, которое привело к заключению, что 30% ежегодного прироста утроения за пятилетку не дадут, состояла в том, что там не были учтены проценты на проценты: 30% прироста за год надо считать не от производительности к началу пятилетки, принятой нами за
(для решения нашей задачи надо взять заключению, что ежегодный прирост в 11. Рассмотрим задачу: если человек проходит по За час человек пройдет Казалось бы, задачу эту можно решить одним действием — умножением
т. е. именно тот результат, который мы получили выше, обходясь без дробей (посредством раздробления километров в метры). Итак, «новое правило» умножения смешанных чисел приходится забраковать. Но интересно выяснить, почему сложение (и вычитание) смешанных чисел можно выполнять, складывая (и вычитая) отдельно целые и отдельно дроби, а умножение выполнять таким образом (т. е. умножая целое на целое, а дробь на дробь) нельзя. Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, нужно это третье число прибавить к одному из слагаемых, оставляя другое неизменным. Например, чтобы к 2, мы должны взять либо
выражающую так называемое «сочетательное» свойство суммы. Используя «переместителыюе свойство» суммы
Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, надо умножить на это третье число один из сомножителей, оставляя второй неизменным. Например, чтобы умножить 3-4 на 5, надо взять либо
выражающую «сочетательное» свойство произведения. Мы рассмотрели случаи, когда дважды выполняется одно и то же действие: два раза сложение или два раза умножение. Теперь возьмем случай, когда выполняется сначала сложение, затем умножение. Чтобы сумму двух чисел умножить на третье число, оказывается, нельзя ограничиться умножением одного лишь из данных чисел: надо умножить каждое слагаемое. Например, чтобы умножить на 5 сумму
Итак, прибавляя к сумме двух чисел третье число, мы должны применять сочетательное свойство, а умножая сумму двух чисел на третье число, должны применять распределительное свойство. Теперь вернемся к действиям над дробями. Всякое смешанное число можно рассматривать как сумму двух чисел, целого и правильной дроби, например, К эгой сумме двух слагаемых
Рассмотрим умножение смешанных чисел
Но для получения произведения
Точно так же поступаем и для получения произведения —
В конце концов оказывается, что наше произведение двух смешанных чисел равно сумме четырех частных произведений, а именно:
Теперь ясно, что, умножая целое на целое и дробь на дробь, мы получаем не все произведение, а лишь часть его: теряются второе и третье частные произведения
Черт. 12 Применяя умножение для вычисления площади прямоугольника но основанию и высоте, мы можем очень наглядно представить все четыре частных произведения, входящие в произведение двух смешанных чисел. Взяв, например, прямоугольник со сторонами Если обозначить целые и дробные части обоих сомножителей буквами, то мы получим не что иное, как известное из курса алгебры правило умножения двучленов:
наглядно изображенное на чертеже 13. 12. Из второй корзины (15 груш на Составленные таким образом десять совокупностей по 25 груш он продаст за Разъясняя этот софизм, надо напомнить ученикам и правильный оасчет стоимости 25 гпуш в случае продажи смеси.
Черт. 13 Так как стоимость 150 груш, находящихся в первой корзине, составляет В анализируемом рассуждении мы столкнулись с отклонением от тезиса: под видом изменения способа решения одна задача заменена другой, не равносильной первой. Задача, эквивалентная первоначальной, формулируется так: «Каждые 25 груш, составленные из 10 груш первой корзины и 15 груш второй, продаются по В ошибочном же рассуждении исходная задача подменена следующей, ей не эквивалентной: «150 груш одного сорта, стоящие решили смешать и продавать по 13. В этом рассуждении допущена та же самая ошибка, что и в рассуждении Оно предназначено для самостоятельного опровержения учащимися, которое становится им доступным на основе предварительного анализа подобного же рассуждения под руководством учителя. 14. В завещании умершего родителя допущена оплошность. В самом деле, сумма долей Старик сосед своими действиями подсказал такую подмену тезиса завещания, благодаря которой бралось не от 7, а от 8 единиц. Однако такое решение вопроса неточностью реализует завещание, так как старший сын получил больше на 15. В рассуждении допущено уклонение от тезиса: вопрос о числе, составляющем произведение двух единиц на три, подмеиеп вопросом о числе обломков спички, полученных в результате определенного процесса, привлеченного для ложной иллюстрации анализируемого рассуждения. Мы называем иллюстрацию ложной потому, что в ней в качестве множимого сначала выступают две половины от целой спички, а затем две четверти от той же спички.
|
1 |
Оглавление
|