Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
6. Ошибки построения.Мы уже рассматривали вопрос об ошибках, могущих возникнуть при пользовании верным чертежом. Здесь мы проанализируем основные типы заблуждений, возникающих в силу той или иной ошибки чертежа. Взгляд некоторых математиков на сведение на нет роли чертежа в геометрии не мог найти сколько-нибудь значительного числа последователей. И это вполне закономерно, так как вся многовековая история геометрии убедительно свидетельствует об исключительно большом значении чертежа в выявлении новых геометрических положений и изыскании способов их доказательства. Однако проблема взаимоотношения логики и иитуиции в процессе творчества и преподавания и в связи с этим проблема правильного использования наглядных изображений остается до сих пор в числе актуальных вопросов методологии и методики математики. Во всяком случае учащимися должно быть хорошо осознано, что геометрическое наглядное представление еще не гарантирует истину или по крайней мере логическую строгость; что нельзя судить об условиях теоремы по тому впечатлению, которое производит чертеж. Одновременно с этим учащиеся должны проникнуться сознанием, что верный чертеж, как правило, помогает сделать правильную догадку, оказывая неоценимую услугу познанию; неправильный же чертеж, наоборот, способствует порождению различных ошибок. Исключительной педагогической сложностью и важностью этой проблемы объясняется то особое внимание, которым она пользуется в нашей методико-математической прессе последних лет (работы проф. И. Ф. Четверухина, проф. Д. Л. Франка, доц. Г. А. Владимирского и др.). При изложении геометрических доказательств, связанных с точками пересечения различных линий, в учебниках обычно ведутся рассуждения на основании готового чертежа, в котором точки пересечения взяты в надлежащем месте. Вопрос о том, пересекаются ли рассматриваемые линии, и если да, то где находится точка их пересечения, как правило, не обсуждается. Однако умение осмысленно и правильно решать перечисленные вопросы имеет весьма существенное значение для овладения методами геометрических доказательств. Пониманию учащимися целесообразности высказанных требований и проверке развития их критического чутья служат геометрические софизмы, основанные на ошибках в построении, среди которых мы выделяем шесть разновидностей. Совпадающие точки рассматриваются как различные.Пример. Внешний угол треугольника равен внутреннему, с ним не смежному.
Черт. 4. Пусть в четырехугольнике Подводя итоги, выписываем два соотношения: 1) видеть, следует, что Разъяснение. Так как в первоначально взятом четырехугольнике сумма противоположных углов равна Различные точки рассматриваются как совпадающие.Пример. Площадь равностороннего треугольника равна нулю. В равностороннем треугольнике
Черт. 5. Представляя Разъяснение. Утверждение, что при указанном параллельном перенесении точка Е совпадает с точкой Н, ошибочно. Для того чтобы в этом убедиться и иметь возможность оценить численную величину ошибки, найдем отрезки
где буквой а обозначена сторона
Откуда находим:
точка берется там, где она не может быть. Пример. Каждая точка диаметра окружности лежит на самой окружности.
Черт. 6. Пусть С — любая точка диаметра Напомним читателю вывод этой теоремы. Из чертежа не. посредственно усматриваем, что пропорцию
имеющую место для четырех гармонических точек
Воспользовавшись свойством пропорции, по которому сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения к их разности, заключаем:
откуда
Заметив, что
С другой стороны, если перпендикуляр в точке Н к АВ пересечет окружность в точке Е, то
3)
Но из 1) и 4) следует, что Разъяснение. В пропорции
произведем перестановку крайних членов:
Так как Итак, ошибка явилась следствием неправильного чертежа: точка И нами была взята там, где она не может быть. Классическим софизмом этого типа является «доказательство» утверждения, что нет треугольников, отличных от равнобедренных. Индийский математик Сундара Предположенная точка пересечения на самом деле отсутствует.Профессор Н. Ф. Четверухин в своей фундаментальной работе «Чертежи пространственных фигур в курсе геометрии» (М., 1946), анализируя педагогическую постановку задачи о построении изображений, подчеркивает следующее положение: «Особенно же велико значение изображений пространственных фигур в воспитании пространственного воображения (разрядка автора. —
Черт. 7. Пример. Прямой угол равен тупому. Пусть имеем четырехугольник Восстановим из середины стороны А В перпендикуляр к плоскости четырехугольника Из прямой теоремы о трех перпендикулярах легко усмотреть, что Замечая, что по построению Из равенства этих треугольников имеем: Разъяснение. При использованном построении Источник анализируемой весьма грубой ошибки состоит в том, что при построении постулировалось существование точки пересечения 5 как точки пересечения плоскости (перпендикулярной к прямой Ломаная принимается за прямую.Пример. Софизм Этот софизм исключительно ценец по своему идейно-образовательному значению. Обобщенная трактовка этого софизма, привлекающая теорию непрерывных дробей, изложена Игнатьевым. Более элементарное изложение этого обобщения дано в главе IV. Прямая принимается за ломануюОшибка, обратная предыдущей. Пример. Два треугольника равны, если они имеют по две соответственно равных стороны и по равному углу, противолежащему одной из них. Легко увидеть, что в этом предложении «обобщен» четвертый признак равенства треугольников. В самом деле, обычный признак предусматривает, что угол берется против большей стороны. В приведенной же формулировке это ограничение снято. Итак, даны треугольники
Черт. 8 и Доказательство. Приложим В, точка С — с точкой С. Соединяем точки Разъяснение. По условию имеем:
Из
Из
Так как в соотношениях (1) и (2) правые части равны, то равны и левые:
Относительно углов 1)
Черт. 9 2) Таково конкретное проявление ошибки. Однако источник ее в другом — в неполном перечислении возможных случаев. 3) Опровержение же утверждения «теоремы» легко достигается путем построения треугольников, удовлетворяющих требованиям «теоремы», но неравных между собой (см. черт. 45, стр 161).
|
1 |
Оглавление
|