Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. Неправильное применение принципа непосредственных умозаключений путем обращения.Ученики средней школы далеко не сразу достигают понимания необходимости доказывать обратные теоремы. Психологическую подоплеку этого явления можно видеть в том, что в учебнике за прямыми теоремами, естественно, следуют только те из обратных, которые оказываются справедливыми. Отсюда в умы учащихся навязчиво вкрадывается ложное представление о неизбежной справедливости обратной теоремы в силу установленной истинности прямой. Противодействуя этому впечатлению, учителю неоднократно приходится приводить разительные примеры, убедительно свидетельствующие о незаконности такого обращения. Еще большую трудность для учащихся представляет самостоятельное формулирование вывода, непосредственно вытекающего путем обращения некоторого общеутвердительного суждения. Часто на основании того, что «всякое Пример 1. Любые два числа друг другу равны. Пусть
Из равенства квадратов двух чисел заключаем о равенстве оснований:
Разъяснение. Здесь допущена ошибка в обращении суждения: «Если основания равны, то и квадраты их равны». Из этого суждения мы непосредственно заключили, что «если квадраты равны, то и основания равны». На самом деле, имеет место частно-утвердительное суждение: «Если квадраты равны, то основания могут быть равны». Происходит это потому, что сказуемое исходного суждения не распределено: квадраты равны не только равных чисел, но и чисел, равных только по абсолютной величине.
Черт. 2 Пример 2. Во всяком треугольнике все углы равны. Обозначим углы произвольно взятого разностороннего треугольника На продолжении сторон ВА и СА отложим отрезки Так как в
Так как в
В равенствах (1) и (2) правые части равны, следовательно, равны и левые:
откуда
а потому
Продолжив стороны АВ и СВ и повторив аналогичные рассуждения, придем к выводу, что Разъяснение. На основании того, что
можно сделать три предположения:
Первое и третье предположения следует отбросить. Одно как приводящее к абсурду, другое как содержащее невозможное требование, чтобы разность двух положительных углов, из которых каждый меньше 180°, равнялась бы Из сказанного видно, что и здесь ошибка изучаемого нами сейчас типа. Тот факт, что равные углы имеют равные синусы, не дает еще основания заключать о справедливости обратного утверждения. Можно только сказать: «Если синусы двух углов равны, то и углы могут быть равны». Английский математик Чарлз Доджсон (1832—1898) считал, что с непосредственными умозаключениями путем обращения полезно знакомить детей на примерах житейского обихода задолго до периода серьезного изучения математики. В своей широко известной в мировой литературе детской книге «Алиса в стране чудес», выпущенной им в Англии в 1865 году под псевдонимом Лыоис Кэрролл и выдержавшей в этой стране свыше трехсот изданий, он приводит следующий разговор между героями сказки: - Ты думаешь, что знаешь ответ? - спросил Заяц. — Вот именно, — сказала Алиса. — Тогда говори, что думаешь, — закончил Заяц. — Я это и делаю, - поспешно сказала Алиса, — по крайней мере... я думаю, что говорю, а это одно и то же, знаете! — Совершенно не одно и то же! — воскликнул Шляпочник. — Может быть, ты скажешь еще, «я вижу то, что ем» и «я ем то, что вижу» — тоже одно и то же? — Может быть, ты скажешь ещё, — добавил Заяц, — что: «я люблю всё, что имею» и «я имею всё, что люблю» — тоже одно и то же? — Может быть, ты скажешь ещё, — продолжала Соня, которая, по-видимому, говорила во сне, — что: «Я дышу, пока сплю» и «я сплю, пока дышу» — тоже одно и то же? — Это и есть одно и то же — для тебя! — сказал Шляпочник — и на этом разговор оборвался».
|
1 |
Оглавление
|