Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
II. АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ.16. Если исходить из того, что в математике как науке все действия производятся над отвлеченными числами, то переход от соотношения (1) к (2) не имеет смысла. Однако можно дать и другое объяснение этой ошибки, указав на то, что никаких «квадратных рублей» и «квадратных копеек» не существует, а потому операция извлечения корпя из обеих частей соотношения (1) бессмысленна. Иллюзорная правдоподобность этого рассуждения основывается на неоднозначности термина «число», в данном случае на смешении понятия отвлеченного числа с именованным. 17. Ученик, очевидно, забыл о неоднозначности термина «корень» (в данном случае: истинный и посторонний). В частности, забыл он и о том, что при решении иррационального уравнения могут быть получены посторонние корни. Только этим можно объяснить, почему он рассматривал проверку лишь в плане подтверждения истинности произведенных им преобразований и вычислений, а не в качестве органической части предлагаемого им решения. Не допустив этого, нельзя понять его смущения в связи с получением неверного равенства Выявим причину смущения ученика. С этой целью нам следует ответить на два вопроса: 1) Почему появился посторонний корень? 2) Корнем какого уравнения он является? Для достижения возможно большей ясности полезно использовать прием решения, несколько отличный от использованного учеником. Он состоит в том, что мы уравнение (1) преобразуем к виду Итак, уравнение (1) представляем в виде:
Умножим обе части его на множитель:
Тогда, очевидно, получим:
Мы пришли к уравнению (2), стр. 57, корни которого равны 4 и 1. Корень Способ решения, использованный учеником, конечно, равносилен способу сейчас рассмотренному, но с помощью последнего отчетливее выявляется тот множитель, который может дать посторонние корни. 18. Отсутствие корней у уравнения (1) легко усмотреть из того факта, что его левая часть 19. Самая тщательная проверка доказательства делимости разности Попробуем найти частное от деления
Дроби, появившиеся во всех членах частного, кроме последнего, заставляют насторожиться и сразу указывают, в чем источник путаницы: слово «делиться» в алгебре и в арифметике имеет различный смысл. Когда в алгебре говорят, что один многочлен, расположенный по степеням какой-нибудь главной буквы, например х, «делится» на другой многочлен, расположенный по степеням того же х, то под этим разумеют возможность получения целого частного, т. е. многочлена, тоже расположенного по степеням В арифметике же в применении к натуральным числам слово «делится» имеет совсем другой смысл: если натуральное число а делится на натуральное число Поэтому из делимости одного многочлена на другой (в алгебраическом смысле!) еще не вытекает делимость (в арифметическом смысле!) тех чисел, которые получатся, если заменить в многочленах буквы числами. Делимость чисел будет вытекать из делимости многочленов лишь в том случае, когда все коэффициенты частного — целые алгебраические выражения, а не дроби (при условии, разумеется, что все буквы заменяются натуральными числами и что делитель получает значение, отличное от нуля). Отметим еще одно различие между делением многочленов и делением натуральных чисел. При делении многочлена на многочлен степень остатка (относительно главной буквы) всегда ниже степени делителя, при делении же натуральных чисел остаток всегда меньше делителя. Деление многочленов, выполненное совершенно правильно, может после замены букв числами привести к такому случаю деления чисел, которое не будет правильным в арифметическом смысле. Например, при делении многочлена Итак, не всегда правильное в алгебраическом смысле, правильно и с точки зрения арифметической! 20. В рассуждении допущена грубая ошибка. Из уравнения В самом деле, решение уравнения
Так как но условию Однако у читателя возможно возникло сомнение: законен ли переход от Подобный переход вполне законен, если возведенные в куб числа оба действительные: кубический корень из действительного числа, если ограничиваться только действительными значениями, имеет только одно значение (положительное, если подкоренное число положительно, и отрицательное, если оно отрицательно). Из сказанного следует, что полученный результат — уравнение (2) не имеет корней — указывает на отсутствие корней во множестве действительных чисел у уравнения (1). 21. Корнем уравнения (1) является число 10, в чем легко убедиться. При
Так как частное от деления нуля на любое число, отличное от нуля, равно 0, то, очевидно, из соотношения Мы здесь встретились с использованием ложной аналогии, а именно: с распространением некоторого утверждения (если 22. Во множестве действительных чисел соотношение (1) не имеет смысла: любая степень положительного числа есть положительное число. Соотношение (1) приобретает смысл, если рассматривать вопрос в множестве комплексных чисел. В этом случае, положив Однако при такой постановке вопроса мы выходим за те пределы, в которых проводилось анализируемое ошибочное рассуждение. 23. Понятие арифметического корня во множестве комплексных чисел не вводится. Правильное вычисление произведения
который приводит к тому же результату, что и извлечение квадратного корня из единицы: Если же взять для каждого из сомножителей произведения В самом деле:
24. И в этом рассуждении, как и в рассуждении Преобразования, выполненные в строке (2), ошибочны. Для лучшего осознания допущенных здесь ошибок противопоставляем ложному рассуждению истинное:
Если множители подкоренного выражения взять с одинаковыми знаками, то Если множители подкоренного выражения взять с разными знаками, то Следовательно, в результате извлечения корня 4-й степени из произведения Легко проверить правильность полученных результатов. В самом деле, числа Тот же результат можно получить, решая уравнение
Итак, уравнению (1) удовлетворяет каждое из четырех чисел: Неверное заключение отпало. Поставим теперь вопрос шире, рассматривая правило умножения квадратных корней не только из отрицательных чисел, а из чисел комплексных, т. е. чисел вида изображается определенной точкой плоскости, а именно точкой с абсциссой х и ординатой у, и может быть представлено в тригонометрической форме Угол а, взятый в градусной или радианной мере, может выражаться любым действительным числом (положительным, отрицательным, равным нулю), по это число всегда можно «привести» в интервал
Черт. 14, Правило умножения комплексных чисел, выраженных в тригонометрической форме, дается известной формулой Моавра:
которая легко получается, если перемножить выражения для Теперь найдем, чему равен квадратный корень из числа
По формуле Моавра:
Имеем равенство:
Два комплексных числа, заданных в тригонометрической форме, равны (и изображают, следовательно, одну и ту же точку плоскости) тогда и только тогда, когда их модули равны, а аргументы либо равны, либо отличаются друг от друга на целое число, кратное 360°. Отсюда заключаем, что
и мы приходим к заключению, что существует два и только два значения квадратного корня из числа
а именно:
причем
На чертеже 15 точка А изображает данное число Аргумент а, как мы видели выше, всегда можно считать удовлетворяющим неравенству
Таким образом, из двух значений квадратного корня одно всегда изображается точкой верхней полуплоскости (т. е. той части плоскости, которая расположена выше оси абсцисс) или в крайнем случае
Черт. 15. В случае, когда корень извлекается из действительного положительного числа, имеем Возьмем теперь два произвольных комплексных числа:
и найдем «первые» значения их квадратных корней:
Перомножим их, применяя правило Моавра:
Кроме того, найдем произведение чисел
Теперь у нас подготовлено все нужное для решения вопроса о том, дает ли произведение «первых» значений квадратного корня из двух произвольных комплексных чисел «первое» значение квадратного корня из произведения этих чисел, или нет. Как видим, произведение «первых» значений квадратного корня из чисел
а именно
равно одному из значений квадратного корня из числа
Но возникает вопрос, является ли это последнее число и «первым» значением корня из Из условий Рассматривая вместо значений полусуммы аргументов Случай I. Если Случай II. Если Теперь получаем окончательный вывод: произведение «первых» значений квадратных корней из комплексных чисел Замечая, что «второе» значение квадратного корня равно «первому» его значению, взятому с противоположным знаком, легко составим, пользуясь последним предложением, следующую «таблицу-умпожения» квадратных корней из комплексных чисел («первое» значение квадратного корня будем обозначать знаком плюс, поставленным перед знаком корпя, «второе» — знаком минус); как и раньше, будем предполагать, что аргументы а и а чисел
Вернемся теперь к тому частному случаю умножения корней, которым мы занимались в начале настоящего параграфа: пусть
и здесь мы имеем случай II: произведение «первых» значений квадратных корней из двух действительных отрицательных чисел равно «второму» значению квадратного корня из произведения этих чисел. 25. Для осознания ошибки противопоставим неправильному рассуждению, которое привело к абсурдному выводу, правильное. Исходя из соотношения
т. е.
а отсюда
Это соотношение ни к какому противоречию не приводит при соответствующем выборе знаков. В самом деле:
26. Внимательно просматривая все рассуждение в поисках ошибки, которая привела нас к этому абсурдному выводу, мы обнаруживаем, что она заключается в той «очевидной истине», с формулировки которой мы начали этот параграф. Для чисел положительных это утверждение правильно: если а Для чисел рациональных, как показывает настоящий софизм, это заключение может быть и неверным. Кроме рассмотренной в нем пропорции
В настоящем софизме мы имеем очень поучительный пример того, как легко ошибиться, доверяясь «очевидной истине», т. е. принимая без доказательства некоторое утверждение, представляющееся с первого взгляда правильным. Принимая некоторое утверждение без доказательства, мы должны виести его в список аксиом. Все же утверждения, не включаемые в список аксиом, должны рассматриваться как теоремы и подлежат доказательству (на основе принятых аксиом и определений, а также ранее доказанных теорем). Слово «очевидно» хорошо бы вовсе изгнать из употребления в математических рассуждениях: вместо ссылки на «очевидность» необходима либо ссылка на определенную аксиому, либо доказательство, т. е. сведение нового утверждения к аксиомам и ранее доказанным теоремам. С другой стороны, настоящий софизм показывает пример того, как может перестать быть верным утверждение, доказанное для некоторых чисел (в данном случае положительных), после перехода к числам более общего вида (в данном случае рациональным). Уже при переходе от целых чисел к дробным ученик, привыкнув к тому, что умножение на целое связано с увеличением (при множителе, большем 1), а деление — с уменьшением взятого числа, с большим трудом привыкает к тому, что при умножении и делении на правильную дробь все происходит наоборот. В дальнейшем мы встретим еще ряд примеров ошибок, происходящих от подобного применения теорем, справедливых при некоторых условиях, в таких случаях, когда эти условия не выполняются. 27. Легко убедиться, взяв хотя бы числовые значения, Что ошибка сделана при переходе от неравенства (1) к неравенству (2), т. е. при делении обеих частей неравенства (1) на разность 28. Теорема об умножении неравенств, приведенная в начале 29. Ошибка допущена при умножении обеих частей неравенства 30. Ошибка допущена при переходе от равенства (2) к неравенству (3). Здесь сознательно подвергнут забвению тот факт, что так как логарифм правильной дроби отрицателен, то в соотношении (3) должен быть поставлен не знак больше, а, наоборот, знак меньше: удвоенное отрицательное число меньше этого отрицательного числа. 31. Тщательно проверяя оба решения, мы находим только один сомнительный пункт: имеем ли мы право считать, что
Решая поставленную выше задачу вторым способом, мы брали
Получено то же, что и при вычислении первым способом. 32. Равенство Если Вообще, если
Из сказанного ясно, что в анализируемом рассуждении из соотношения
Из последнего равенства заключаем:
которое не противоречит соотношению Анализируемое ложное рассуждение сыграло настолько значительную роль в истории развития математики, что на этом вопросе следует остановиться несколько подробнее. В истории математики XVIII в. весьма заметное место по своему научному и методологическому содержанию занимает дискуссия о том, существуют ли действительные значения логарифмов отрицательных чисел. При разработке проблем интегрирования Лейбниц (1646— 1716) и Иоганн Бернулли (1667—1748) столкнулись с вопросом о логарифмах отрицательных чисел. Вначале они, заботясь лишь о выработке определенных алгоритмов интегрирования, чисто формально подходили к логарифмированию чисел той или иной природы. Но в 1712—1713 годах между названными учеными возникает оживленный спор в форме переписки, посвященный уже существу проблемы. В своих письмах Бернулли оспаривает мнение Лейбница, что логарифмы отрицательных чисел мнимы, утверждая, что они действительны, так как, по его убеждению, В 1745 году переписка Лейбница и Бернулли была обнародована. Ознакомившись с ней, Л. Эйлер (1707—1783) в 1749 году опубликовал статью «О споре между Бернулли и Лейбницем о логарифмах отрицательных и мнимых чисел», в которой дал блестящее решение вопроса. Установив правоту Лейбница, Эйлер не удовлетворяется его аргументацией, достигая решения вопроса с помощью своей формулы для мнимых показателей. Однако публикацией работы Эйлера спор еще не заканчивается. Авторитетную поддержку взгляд Бернулли находит у Даламбера (1717—1783). Он ее осуществляет публикацией в 1761 году полемической статьи «О логарифмах отрицательных чисел» и в том же духе написанной статьей о логарифмах для XX тома знаменитой «Энциклопедии» (1778). Точка зрения Бернулли — Даламбера разделяется и некоторыми другими математиками XVIII в. Отголоском этого интересного спора и является сохранившийся до нашего времени весьма распространенный софизм, носящий имя И. Бернулли. Бернулли, исходя из бесспорного равенства Здесь при переходе от равенства Разберемся в этом вопросе подробнее. Из формулы Эйлера для мнимых показателей Из формулы, дающей тригонометрическую форму комплексного числа Возможность равенства Итак, из равенства
видим, что, например, при 33. Ошибку настоящего ложного доказательства легко обнаружить, рассматривая разности
и разность
убеждаемся, что если одна из этих разностей положительна, то по крайней мере одна из двух других должна иметь отрицательное значение Итак, записав разность
Сумма цифр числа
а арифметической сумме
и все дальнейшие преобразования, проведенные в нашем «доказательстве», отпадают 34 Недоразумение разрешается очень просто Теорема о существовании корня в алгебре комплексных чисел относится лишь к уравнению вида
где
то окажется, что никакого корня оно не имеет какое число мы ни возьмем вместо х, всегда произведение 0-х будет 0, и левая часть уравнения всегда окажется равной 1, равенство левой и правой частей, таким образом, невозможно ни при каком значении х Это обстоятельство ничуть не противоречит теореме Гаусса: в уравнении (3) коэффициент старшего члена Из теоремы Гаусса легко выводится следствие, гласяшес, что левая часть уравнения (2) всегда разлагается на
Числа Зная следствие теоремы Гаусса лишь в последней его формулировке, можно прийти в недоумение, встретившись, например, с уравнением Применяя следствие теоремы Гаусса, иикогда не следует забывать о возможности равенства некоторых (или даже всех) корней уравнения. 35. Во всех рассмотренных нами примерах, как в первых двух, когда использованный способ решения дал правильные результаты, так и в последних двух, когда он привел к неверным выводам, все выполненные нами преобразования не вызывают никакого сомнения: все делалось в строгом соответствии с правилами алгебры. Единственная операция, для которой нельзя указать основания в виде некоторого правила алгебры, это само обозначение результата бесконечной совокупности операций буквой х, над которой мы в дальнейшем производим действия, предполагая, конечно, что эта буква х обозначает некоторое определенное, хотя нам пока еще неизвестное число Ведь все правила алгебры относятся к действиям над числами. Причина появления в результатах наших рассуждений в примерах третьем и четвертом нелепых выводов в том и заключается, что в этих примерах не существует определенного числа, которое получалось бы после бесконечного повторения рассматриваемых операций Выражаясь точнее, можно сказать, что в примере третьем мы имеем дело с бесконечной последовательностью чисел
которая при Подобным же образом обстоит дело и в примере четвертом Здесь мы имеем последовательность чисел Теперь появляется вопрос а как узнать существует ли предельное значение у рассматриваемой бесконечной последовательности чисел или нет? Ответ на этот вопрос дают различные признаки существования предела у бесконечных последовательностей Простейший признак такого рода изучается в IX классе если дана бесконечная последовательность возрастающих чисел
но каждое из этих чисел меньше некоторого числа В первом рассмотренном выше примере мы имели последовательность бесконечного множества возрастающих чисел
но каждое из этих чисел меньше, например, 0,3. Следовательно, предельное значение существует. Обозначив его буксой х, мы можем спокойно оперировать над х, как это было сделано выше, и придем к заключению, что Точно так же и во втором примере мы имеем бесконечную последовательность возрастающих чисел:
но каждое из этих чисел меньше 2, так как каждое подкоренное выражение меньше 4. Следовательно, и здесь предельное значение существует, и его можно обозначить через Итак, применяя прием исключения бесконечности, мы только тогда можем быть уверены в правильности получаемого результата, когда предварительно установим, что искомое предельное значение действительно существует. 36. Читатель, уже ознакомившийся с
Ошибка первого рассуждения, которое привело к значению 0,5, заключалась в том, что мы производили над х действия, не установив предварительно, что буква х означает определенное число. Во втором рассуждении, которое дало В третьем рассуждении, приведшем к значению В четвертом рассуждении, в котором мы нашли, что сочетательного свойства, но, кроме того, незаконное же использование свойства переместительного: как известно, значение алгебраической суммы определенного числа слагаемых не изменяется от перемещения слагаемых, если каждое слагаемое переносить с тем знаком, какой стоит перед ним: перемещая же слагаемые в сумме, содержащей бесконечное множество слагаемых, мы в некоторых случаях изменяем значение этой суммы. Итак, все наши четыре рассуждения — сплошное нагромождение ошибок, основанных на применении к сумме бесконечного множества слагаемых таких приемов, которые законны лишь в применении к суммам определенного числа слагаемых. Ошибки охарактеризованного типа имеют поучительную историю, а потому остановимся на некоторых подробностях. Операции сложения и вычитания в области действительных чисел всегда выполнимы и однозначны. Математикам XVIII в. это было хорошо известно по крайней мере в применении к рациональным числам, но они не были склонны ограничить применение принципов арифметики областью сумм с ограниченным числом слагаемых. На пути же произвольного расширения материала арифметических суждений возникли непримиримые противоречия. «Сохранение» однозначности за операцией сложения заставляло прибегать к уловкам, подчас остроумным, но явно стоящим в противоречии с законом достаточного основания. Желая, например, найти «сумму» ряда Но от математиков не могли ускользнуть и другие вполне прозрачные «ответы», как, например:
Естественно возникал вопрос: на каком же решении, как единственно верном, надо остановиться? Итальянский математик Гвидо Гранди, желая установить аргументы для подтверждения справедливости ответа сыновьям драгоценный камень. В своем завещании родитель указал, что по прошествии каждого года наследство должно переходить от одного сына к другому. Подсчитаем же исходя из приведенных условий долю богатства каждого наследника. Выражая для этой цели год обладания камнем одним из братьев за Вокруг этого вопроса возникла длительная и оживленная дискуссия-переписка, в которой, кроме самого Гранди, приняли участие Лейбниц, Вольф, Вариньон и Николай Бернулли старший. Лейбниц указал, что ряд Равенство рассматриваемого ряда половине отстаивал и Эйлер, утверждая, что так как при последовательном суммировании получается то 1, то 0, а ряд не имеет конца, то должно получиться среднее, т. е. Этот любопытный спор математиков XVIII в. был разрешен установлением точного понятия о сходящемся ряде и осознанием незаконности формального распространения свойств сумм с определенным числом слагаемых на ряды. Ряд, послуживший предметом дискуссии, является, как известно, расходящимся, т. е. таким, для которого понятие суммы вообще не имеет смысла. 37. Прежде всего заметим, что математики предпочитают говорить не о равенстве бесконечных множеств, а об их «эквивалентности»: два множества, конечные или бесконечные, называются эквивалентными, если каждому элементу первого соответствует один и только один элемент второго, и обратно, каждому элементу второго множества соответствует один и только один элемент первого. Итак, имеем два факта: 1) множество Во избежание недоразумений отметим еще раз, что речь идет о множествах бесконечных, состоящих из всех квадратных и всех натуральных чисел. Если взять конечное множество из натуральных чисел, не превышающих, например, один миллион, и множество квадратных чисел, тоже не превышающих один миллион, то никакой эквивалентности в этих двух множествах мы, конечно, не обнаружим: на миллион натуральных чисел у нас придется лишь тысяча чисел квадратных, часть окажется меньше своего целого. Если же рассматривать все натуральные и все квадратные числа, не ограничивая ничем их величину, то окажется, что множество Получив такой вывод, мы непременно усомнимся в правильности наших рассуждений, так как привыкли считать одной из основных общематематических истин, что часть меньше своего целого (это утверждение составляет одну из аксиом 1 книги «Начал» Евклида). Но рассуждения безупречны, и этот вывод приходится принять. Аксиома «часть меньше своего целого» верна лишь для конечных множеств, бесконечное же множество может быть и равно своей части. На вопрос, какое множество называется бесконечным, иногда отвечают так: бесконечным называется всякое множество, у которого есть часть, эквивалентная всему множеству. Кроме алгебры конечных чисел, существует еще алгебра бесконечных (или «трансфинитных») чисел. Ее изучает математическая наука, носящая название «Теория множеств». Как видим, обе эти алгебры резко отличны одна от другой. Мы получаем новое подтверждение сказанного в 38. Взяв вместо а и (3). Этот переход был сделан на основе того соображения, что извлечение корня одной и той же степени из двух равных чисел должно привести к равным же результатам. Это, конечно, совершенно справедливо, если мы имеем дело с одними положительными числами: если х и у два положительных числа, а Все это так, если числа Принимая во внимание правило знаков при возведении рациональных чисел в квадрат, легко придем к такому заключению: если квадраты двух рациональных чисел равны, то самые эти числа либо равны, либо противоположны (т. е. имеют одно и то же абсолютное значение, но разные знаки). Короче: из равенства В изложенном выше рассуждении, которое привело нас к ложному заключению о равенстве чисел а и
откуда
а не
как было получено выше, и нелепый вывод устранен. Для разъяснения настоящего софизма часто ограничиваются просто указанием на то, что извлечеиие квадратного корня дает результат с двумя знаками (плюс и минус). Для полной ясности необходимо добавить еще несколько указаний. Извлекая квадратный корень из обеих частей равенства (2), мы должны писать результат в виде — а), где любой знак левой части может браться одновременно с любым знаком правой части. Вместо одного равенства (3) мы имеем теперь четыре равенства:
Меняя знаки обеих частей в последних двух равенствах на противоположные, мы сведем эти четыре равенства к двум:
а пользуясь двойным знаком
в котором надо еще произвести выбор знака. Ошибки, обусловленные переходом от 39. Ошибочным является равенство (2): из равенства (1) вытекает, что либо 40. Как в
Легко убедиться в правильности равенства (3), а не (2). 41. Посмотрим, как расположены те точки
а промежутки времени (в секундах), в течение которых точка М проходит эти расстояния, образуют другую такую же прогрессию:
Приведенное выше рассуждение, «доказывающее», что точка М никогда не догонит точку
Только что рассмотренный софизм был указан греческим философом Зеноном. В древнейшей греческой математике в число основных аксиом этой науки входило утверждение, по которому «сумма бесконечно большого числа любых, хотя бы и чрезвычайно малых, протяженных величин обязательно должна быть бесконечно большой». На этот момент обращает внимание комментатор Аристотеля Симпликий (умер в 549 г.) С признанием приведенной аксиомы связаны знаменитые «апории» — доказательства Зенона, жившего в V в. до н. э. Диоген Лаэрций (писатель конца II и начала III в.) свидетельствует, что Зенон обладал необыкновенным даром красноречия, написал произведения, выявляющие большую силу его ума и глубокую ученость, и приобрел известность в философии и политике. В философии его имя связано с отрицанием возможности выразить движение в научном понятии, а в политике с активной поддержкой сил реакции в открытой политической борьбе против античной демократии. Зенон выступал как противник некоторой вполне определенной математической теории, по которой одновременно постулировалось существование минимального, далее неделимого, отрезка пространства или времени и бесконечная делимость величин. Своим скептическим воззрениям античный философ придал блестящую форму великолепно построенных апагогических доказательств. «Есть четыре рассуждения Зенона о движении («Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Ристалище» — Психологической основой приведенного парадокса является интуитивное отождествление суммы бесконечного множества членов с бесконечно большой величиной, хотя на самом деле речь идет лишь о сумме бесконечно убывающей геометрической прогрессии дроби Уровень философской и математической культуры Греции времен Зенона Элейского не позволяет допустить, что описанная грубая ошибка могла бы ввести в заблуждение выдающихся мыслителей этой эпохи. Заметить, что сумма как угодно большого числа членов подобного ряда не превзойдет все-таки некоторого числа, не могло составить для них большого труда. Все дело в том, что греческий ученый подходил к разрешению этого вопроса, исходя из безоговорочного признания двух противоречивых воззрений: неограниченной делимости и существования последних элементов деления. Истинный смысл «Ахилла» и состоит в иллюстрации того факта, что сумма бесконечно большого числа неделимых является всегда величиной бесконечно большой. На подобном толковании парадокса Зенона сходятся авторитетные историки и математики. Впервые эта гипотеза была выставлена П. Таннери. Крупнейший советский знаток Эллады С. Я. Лурье, разделяя мнение Целлера, Нестле и Гиса, оспаривает точку зрения Таннери, что в противниках Зенона следует видеть пифагорейцев. Лурье указывает, что «все, что нам известно об Анаксагоре, говорит за то, что он, с античной точки зрения, был повинен как раз в том противоречии, на котором сыграл Зенон». Однако профессор Лурье не утверждает, что Зенон имел в виду именно Анаксагора (500—428), считая, что современное состояние науки не дает еще достаточных оснований для решения этого вопроса. Таким представляется «Ахилл» Зенона в плане воззрений современной ему философии и математики. Но уже Аристотель лишает апорий Зенона о движении той базы, на которой они возникли. Он признает бесконечную делимость непрерывных величин и отрицает существование последних элементов деления (неделимых). Благодаря этому у Аристотеля та сумма, о которой говорится в «Ахилле», не является уже величиной бесконечно большой. Аристотелево объяснение парадокса Зенона лишило его математической базы. Однако дискуссия о подлинных гносеологических истоках апорий Зенона не сходила со страниц историко-философской литературы на протяжении многих столетий. Только диалектика позволила до конца показать несостоятельность философии Зенона, в частности, его апорий. В. И. Ленин, вскрывший сущность Зеноновьтх апорий, подчеркивал, что пространство делится в данном случае абстрактно, в уме, что па самом деле, т. е. в процессе движения, оно и делимо, и неделимо одновременно, так как реальное движение представляет собой противоречивое единство непрерывности и прерывности пространства и времени. 42. Весьма распространенная ошибка: сокращение на общий множитель знаменателя с одним из слагаемых числителя. Исследование дает: II. Типичная и весьма упорная ошибка. Исследование дает:
Из последнего равенства следует, что или
Однако трехчлен
Выходит, что «формула» (4) оказалась справедливой только в том тривиальном случае, когда Мы не случайно остановились III. Ошибки этого типа весьма распространены и требуют упорной работы по их предупреждению. Исследование дает:
Формула (5) имеет место во множестве действительных чисел, когда Если, например,
|
1 |
Оглавление
|