Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5. Подмена точных определений геометрической интуицией.Доказательство всякого математического суждения должно быть основано: на первичных понятиях, на точных определениях всех остальных понятий, аксиомах, ранее доказанных теоремах данной научной области и только на них. Определения устраняют неопределенность используемых понятий (терминов), которая часто служит причиной разнообразных заблуждений. Известное правило Паскаля (1623— 1662) предупреждает, что для проверки нужно подставлять определения вместо терминов. Одпако нередко возникают ошибки из попыток учащихся устанавливать в качестве дополнительных оснований доказательства какие-либо данные опыта, извлекаемые из наглядного изображения. Это дало повод для появления еще в середине прошлого века среди ярко выраженных умов аналитического склада тенденции к изгнанию чертежа из математики. Созерцание чертежа производит на начинающих изучение курса математики сильное впечатление. Оно выступает в качестве бесспорного факта, которому надлежит только подыскать подходящее объяснение. Даже студенты под влиянием наглядного образа порой склонны забывать о точных определениях тех или иных понятий, особенно там, где зрительное впечатление, казалось бы, полностью дает непосредственный ответ на поставленный вопрос, не требуя косвенной проверки. Итак, рассматриваемый вопрос достаточно сложен, а правильное его понимание имеет исключительно большое идейно-образовательное значение. Последнему способствует разбор специально подобранных примеров, построенных на излишнем доверии к геометрической интуиции, которая, казалось бы, выступает в качестве эквивалента соответствующих точных определений. Пожалуй, это особенно относится к применению понятия предела. Софизмы на эту тему нашли свое отражение и в некоторых методически обработанных задачниках по математическому анализу. Пример. Сумма катетов равна гипотенузе. В прямоугольном треугольнике
Черт. 3 Разъяснение. В приведенном рассуждении допущен произвольный вывод: из стремления ломаной слиться с гипотенузой в том смысле, как это указано в тексте, нет оснований заключать, что пределом длины ломаной является длина гипотенузы. Таким образом, это предположение осталось необоснованным. Обосновать его и нельзя, так как оно ложно В самом деле, мы здесь не находимся в условиях применимости понятия предела: разность между переменной величиной, в частном случае постоянной (длина ломаной), и ее предполагаемым пределом (гипотенузой) не является ни бесконечно малой величиной, ни ее частным случаем — нулем. Для лучшего понимания вопроса и во избежание механического переноса этого вывода на определение длины окружности следует провести контрастное сопоставление. Выдающийся популяризатор знаний почетный академик Н. А. Морозов (1854—1946) считал, что софизмы типа «гипотенуза прямоугольного треугольника равна сумме его катетов» «имеют научный интерес, так как обращают наше внимание на важные особенности математических методов или самых наших математических представлений и генезиса этих представлений в наших головах».
|
1 |
Оглавление
|