Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА V. ФИЗИКА АТОМОВ И МОЛЕКУЛ§ 28. Атом водородаРассмотрим систему, состоящую из неподвижного ядра с зарядом
(
( Поле, в котором движется электрон, является центральносимметричным. Поэтому целесообразно воспользоваться сферической системой координат:
Можно показать, что уравнение (28.2) имеет требуемые (т. е. однозначные, конечные и непрерывные) решения в следующих случаях: 1) при любых положительных энергиях
Случай Сравнение с выражением (17.5) показывает, что квантовая механика приводит к таким же значениям энергии водородного атома, какие получались и в теории Бора. Однако в квантовой механике эти значения получаются как следствие основных положений этой науки. Бору же для получения такого результата пришлось вводить специальные дополнительные предположения. Собственные функции уравнения (28.2) содержат три целочисленных параметра
Параметр Решения, удовлетворяющие стандартным условиям, получаются лишь для значений
При данном l квантовое число
(см. формулы (24.6)). Согласно (28.3) энергия электрона зависит только от главного квантового числа Состояния с одинаковой энергией называются вырожденными, а число различных состояний с каким-либо значением энергии называется кратностью вырождения соответствующего энергетического уровня. Кратность вырождения уровней водорода легко вычислить, исходя из возможных значений для
Таблица 28.1
Таким образом, кратность вырождения энергетических уровней водородного атома равна Состояния с различными значениями азимутального квантового числа l отличаются величиной момента импульса. В атом» ной физике применяются заимствованные из спектроскопии условные обозначения состояний электрона с различными значениями момента импульса. Электрон, находящийся в состоянии с Поскольку l всегда меньше
Схему уровней энергии можно было бы изобразить так, как это было сделано в § 17 (см. рис. 17.1). Однако гораздо удобнее пользоваться схемой, показанной на рис. 28.1. На этой схеме отражено (правда, частично) вырождение уровней, кроме того, она имеет еще ряд существенных преимуществ, которые вскоре станут очевидными. Мы знаем, что испускание и поглощение света происходит при переходах электрона с одного уровня на другой. В квантовой механике доказывается, что для азимутального квантового числа l имеется правило отбора
Рис. 28.1. Это означает, что возможны только такие переходы, при которых l изменяется на единицу. Правило (28.5) обусловлено тем, что фотон обладает собственным моментом импульса (спином На рис. 28.1 показаны переходы, разрешенные правилом (28.5). Пользуясь условными обозначениями состояний электрона, переходы, приводящие к возникновению серии Лаймана, можно записать в виде
серии Бальмера соответствуют переходы
Состояние Фотон при поглощении его атомом исчезает, передавая атому всю свою энергию. Атом не может поглотить только часть фотона, ибо фотон, как и электрон, как и другие элементарные частицы, является неделимым. Поэтому в отсутствие многофотонных процессов, (см. § 44) атом может поглощать только те фотоны, энергия которых в точности соответствует разности энергий двух его уровней. Поскольку логлощающий атом обычно находится в основном состоянии, спектр поглощения водородного атома должен состоять из линий, соответствующих переходам
Этот результат полностью согласуется с опытом. Собственные функции уравнения (28.2) распадаются на два множителя, один из которых зависит только от
Множитель Функция Элемент объема в сферической системе координат, равный
( интеграл по
Следовательно, из (28.7) вытекает условие нормировки функций
Вероятность нахождения электрона в элементе объема
Рис. 28.2. Проинтегрировав это выражение по полному телесному углу
Приняв во внимание условие (28.8), получим, что
Из формулы (28.10) следует, что выражение
|
1 |
Оглавление
|