Главная > Физика для средних специальных учебных заведений
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

§ 35.16. Излучение и поглощение энергии атомами.

Согласно теории Бора при движении электрона по ближайшей к ядру дозволенной орбите атом находится в основном состоянии, являющемся наиболее устойчивым. В основном состоянии атом может находиться неограниченно долгое время, поскольку это состояние соответствует наименьшему возможному энергетическому уровню атома.

Когда электрон движется по какой-либо другой из дозволенных орбит, состояние атома называется возбужденным и является менее устойчивым, чем основное состояние. Через небольшое время (порядка атом самопроизвольно переходит из возбужденного состояния в основное, излучая при этом квант энергии.

Наоборот, переход атома в возбужденное состояние сопряжен с увеличением энергии атома и поэтому может происходить только под влиянием внешнего воздействия на атом, например при поглощении

атомом фотона, при столкновении с другим атомом или электроном и т. п.

Когда атом находится в основном состоянии, то он может поглотить только такую порцию энергии, которая необходима для его перехода в одно из возможных возбужденных состояний. При переходе на более высокий энергетический уровень атом может поглотить только целый квант энергии.

Исключение составляет случай, когда внешнее воздействие может сообщить атому энергию больше той, которая необходима для его ионизации. При этом часть энергии внешнего воздействия тратится на ионизацию атома, а избыток энергии передается вырванному из атома электрону в виде его кинетической энергии, которая может иметь произвольную величину.

Обычно энергию квантов выражают в электронвольтах. Электронвольтом (эВ) называется работа, совершаемая электрическим полем при перемещении электрона между двумя точками с разностью потенциалов в 1 В.

Так как работа выражается формулой то

Чтобы ионизировать атом водорода, находящийся в нормальном состоянии, ему нужно сообщить энергию в 13,54 эВ.

На рис. 35.17 изображена схема атома водорода, на которой показаны пять возможных орбит электрона (стрелками указаны возможные переходы электрона с одной орбиты на другую).

Рис. 35.17.

Бор показал, что радиус ближайшей к ядру орбиты, соответствующей нормальному (т. е. невозбужденному) состоянию атома водорода, равен и радиусы дозволенных орбит пропорциональны квадратам чисел натурального ряда, т. е. 1, 4, 9 и т. д. Если атом находится в возбужденном состоянии, то при переходе электрона на более близкую к ядру орбиту атом выделяет квант энергин в виде излучения определенной частоты. Электрон может перейти, например, с пятой орбиты как сразу на первую, так и на любую промежуточную.

Таким образом, из теории Бора следует, что в формуле (35.9) означает номер орбиты, с которой происходит переход электрона, номер орбиты, на которую попадает электрон после перехода. При каждом из переходов с одного энергетического уровня на другой излучаются различные кванты энергии.

На рис. 35.18 изображены энергетические уровни атома водорода, соответствующие различным орбитам электрона. Из рисунка видно, что при переходе электрона с более высоких орбит на первую освобождается энергии гораздо больше, чем при переходе на вторую. Это объясняет, почему серия Лаймана лежит в ультрафиолетовой

части спектра, а серия Бальмера — в видимой части (длины волн излучения указаны на рис. 35.18 в нм).

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) свободный атом поглощает и излучает энергию только целыми квантами;

2) при переходе в возбужденное состояние атом поглощает только такие кванты, которые может сам испускать.

Из последнего утверждения следует, что свободные атомы поглощают только такие лучи, которые могут сами испускать. Поэтому положения линий в спектрах поглощения и испускания газов и паров совпадают (§§ 34.9 и 34.10).

Исключительное постоянство частот излучения атомов было использовано для определения нового эталона основной единицы времени — секунды. По международному соглашению для этой цели была выбрана одна из частот излучения атомов цезия-133 и секунда определяется как интервал времени, в течение которого совершается определенное число колебаний (9 192 631 770), соответствующих этой частоте.

Рис. 35.18.

Рассмотренная выше схема энергетических уровней атома водорода является простейшей. Чем больше электронов имеет атом, тем сложнее схема его энергетических уровней и спектр. Так, спектр железа состоит из нескольких тысяч линий.

Еще более сложный спектр дают молекулы.

Энергия молекулы складывается из трех составляющих: энергии электронов, энергии колебательного движения ядер атомов и энергии вращения ядер относительно общего центра тяжести. Все эти составляющие дискретны, и их изменение имеет квантовый характер. При различных сочетаниях этих трех квантованных составляющих энергии образуется весьма большое число возможных энергетических уровней молекулы. Понятно, что и число возможных переходов из одного энергетического состояния в другое очень велико. Таким образом получаются полосатые спектры молекул, в которых каждая из полос состоит из нескольких близко расположенных линий.

В жидких и твердых телах, где частицы сильно взаимодействуют друг с другом, энергия каждой частицы включает в себя и энергию ее взаимодействия с другими частицами. Так как энергия взаимодействия частиц может иметь самые разнообразные значения, то вместо отдельных энергетических уровней образуются сплошные полосы возможных энергетических состояний. Поэтому и величина квантов излучения может быть самой различной и спектр излучения получагтся сплошным. Такой спектр имеет температурное излучение, свойства которого определяются температурой и мало зависят от структуры вещества и строения его частиц.

1
Оглавление
email@scask.ru