Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике § 2. Теорема о среднем арифметическом и среднем геометрическома) Математический эксперимент. Даны два неотрицательных числа, скажем 1 и 2. Образуем их "среднее" следующими двумя способами: возьмем их среднее арифметическое (или полусумму), которое иногда называют просто "средним":
и среднее геометрическое (корень квадратный из их произведения):
Заметим, что В праве ли мы, без риска ошибиться, обобщить эти наблюдения и сделать определенные выводы? Математическое чутье подсказывает нам, что мы, возможно, напали на след теоремы. Может быть, этот результат имеет место для всех пар неотрицательных чисел! Иными словами, мы можем предположить, что среднее арифметическое любых двух неотрицательных чисел во всяком случае не меньше их среднего геометрического. Выразим это предположение при помощи алгебраических символов; ниже, в Теорема 1. Среднее арифметическое любых двух неотрицательных чисел
Равенство имеет место в том и только том случае, когда Отметим, что если бы одно из двух чисел было положительным, а другое отрицательным, то соотношение (4.1) не имело бы смысла, так как его правая часть была бы мнимой. Если бы оба числа были отрицательными, то левая часть неравенства (4.1) была бы отрицательной, а правая — положительной, и теорема была бы неверной. Математический эксперимент, который привел нас к теореме 1, представляет собой пример метода "проб и ошибок", часто используемого математиками, чтобы выявить ту или иную закономерность. Раньше это было очень трудоемкой работой. В наше же время, когда для математического экпериментирования приспособлены современные цифровые вычислительные машины, мы можем за несколько часов провести тысячи и миллионы проб. Таким образом, в наших руках оказываются драгоценные ключи к установлению математических истин. Упражнения(см. скан) б) Доказательство теоремы о среднем арифметическом и среднем геометрическом для двух чисел. Поскольку квадратный корень — это такой математический объект, который может доставить немало хлопот, мы постараемся от него избавиться, положив
что допустимо, ибо в теореме 1 предполагается, что числа справедливости которого для произвольных неотрицательных чисел
где
что в силу основных правил, относящихся к неревенствам, равносильно тому, что
Здесь мы встретились с нашим старым знакомым, а именно с выражением
Итак, (4.5) равносильно
Так как на основании теоремы 3 гл. I квадрат любого действительного числа неотрицателен, то ясно, что соотношение (4.7) всегда имеет место. Таким образом, неравенство (4.5) всегда справедливо, а следовательно, справедливы и неравенства (4.4), (4.3) и (4.1). Равенство в формуле (4.7), а значит, и в формуле (4.1) достигается в том и только в том случае, когда Отметим, что, в то время как неравенство (4.1) теоремы 1 выполняется только для неотрицательных чисел в) Геометрическое доказательство. Покажем теперь, что теорему 1 можно вывести также геометрически путем простого сравнения некоторых площадей. Рассмотрим график функции
Рис. 17. Геометрическое доказательство неравенства Поэтому площадь треугольника Рассмотрим теперь прямоугольник
Так как площадь прямоугольника
Неравенство (4.9) совпадает с неравенством (4.3); таким образом, наше геометрическое доказательство завершено. Кроме того, легко видеть, что равенство достигается только тогда, когда площадь треугольника г) Геометрическое обобщение. Нетрудно видеть, что вышеизложенные соображения сохраняют силу и в том случае, когда кривая
Когда вы изучите интегральное и дифференциальное исчисления и познакомитесь с приемами вычисления площадей, ограниченных графиками простых функций, таких, например, как
Рис. 18. Более общий случай. В следующих параграфах настоящей главы мы получим некоторые из этих неравенств другим способом. Упражнения(см. скан) (см. скан) д) Теорема о среднем арифметическом и среднем геометрическом для трех чисел. Продолжим наш математический эксперимент. Возьмем три неотрицательных числа, скажем 1, 2 и 4, и образуем их среднее арифметическое подобно тому, как мы это делали раньше;
Вычислим также их среднее геометрическое, т. е. корень кубичный из их произведения
Мы видим, что среднее арифметическое этих трех чисел больше их среднего геометрического. Произведя аналогичный опыт для других произвольно выбранных троек неотрицательных чисел, мы убедимся, что результат во всех случаях будет таким же. Естественно возникает подозрение, что мы напали на новую теорему. Действительно, может быть, существует обобщение теоремы Теорема 2. Среднее арифметическое любых трех неотрицательных чисел
Равенство достигается в том и только том случае, когда С целью исключить из рассмотрения кубический корень положим
Подставляя эти значения
что равносильно следующему неравенству:
Мы докажем теорему 2, если установим, что неравенство (4.14) имеет место для произвольных неотрицательных чисел х, у, z. Здесь мы снова получили выражение, которое можно разложить на множители. Это разложение на множители не так известно, как предыдущее, однако оно часто оказывается полезным. Мы утверждаем, что
проверить это можно непосредственно путем умножения. Так как
Неравенство (4.16) можно следующим образом вывести из неравенства
и сложим их почленно:
Таким образом, мы получили неравенство, равносильное требуемому неравенству (4.16). Равенство достигается тогда и только тогда, когда Поскольку справедливо неравенство (4.16), а также е) Теорема о среднем арифметическом и среднем геометрическом для результаты, которые мы установили для двух и для трех чисел, являются только частными случаями общей теоремы, имеющей место для любого числа положительных чисел. Если это предположение правильно, то имеет место Теорема 3. Среднее арифметическое любых
Равенство достигается в том и только том случае, когда Неравенство (4.19), связывающее среднее арифметическое Первое, что может прийти в голову при попытке доказать теорему Вместо этого мы приведем простое доказательство, основанное на использовании двух методов математической индукции. Сначала при помощи метода "прямой" индукции мы докажем теорему 3 для всех целых чисел Затем мы применим метод «обратной» индукции (от некоторого целого положительного числа а к предшествующему числу 1) Прямая индукция. Первый этап доказательства теоремы 3 демонстрирует технику использования метода математической индукции, рассмотренного нами выша (в § 6 гл. II). Начнем с результата, относящегося к случаю
Это неравенство выполняется при любых значениях неотрицательных чисел
где
или
Так как левая часть неравенства (4.21) уже записана в нужной для нас форме (см. теорему 3), то сосредоточим внимание на правой части этого неравенства. Используя неравенства
справедливость которых была уже установлена выше, а также условие транзитивности (теорема 1, гл.
Но ведь это в точности тот результат, который мы хотим получить! Он получен для случая четырех неотрицательных чисел: для Неравенство (4.21) обращается в равенство тогда и только тогда, когда
а (4.22) — тогда и только тогда, когда Ничто не мешает нам повторить тот же трюк. Положим
где все числа
Воспользовавшись неравенствами
и условием транзитивности, получаем
т. е. требуемый результат для случая восьми чисел. Равенство имеет место в том и только том случае, когда все числа Очевидно, что, продолжая таким же образом, мы сможем получить аналогичное неравенство для всех чисел которые являются степенями двух, т. е. для Теорема о среднем арифметическом и среднем геометрическом справедлива для всех чисел Доказательство. Мы уже знаем, что теорема имеет место при
выполняется для любого множества неотрицательных чисел
Как и раньше, равенство достигается в том и только том случае, когда все числа Принцип математической индукции (прямой) утверждает, что поскольку неравенство выполняется для 2) Обратная индукция. Теперь мы уже доказали, что теорема 3 верна для тех целых чисел, которые являются степенями двух; однако как же нам доказать, что она имеет место для всех целых положительных чисел? Здесь требуется иная процедура. Рассмотрим случай
справедливость которого уже была доказана при помощи метода прямой индукции, посмотрим, нельзя ли отсюда получить соответствующий результат для Мы проведем доказательство, используя важный метод, называемый специализацией. Начнем с соотношения (4.25). Выберем числа
и найдем значение
Перепишем последнее равенство, учитывая (4.26):
откуда
Подставляя эти частные значения
Возводя обе части последнего неравенства в четвертую степень, имеем
после деления полученного выражения на
что равносильно требуемому результату:
Поскольку равенство в (4.25) достигается в том и только том случае, когда С целью распространить этот метод на общий случай мы используем прием, характерный для доказательств по индукции, однако прием нестандартный. Вместо того чтобы доказывать, что если результат справедлив для Покажем, что если теорема 3 справедлива для
и определим
Учитывая (4.28) и решая последнее уравнение относительно
Мы предположили, что неравенство
выполняется для Подставляя значения
Возводя обе части в
что эквивалентно требуемому результату
Как и раньше, равенство достигается в том и только том случае, когда
|
1 |
Оглавление
|