Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
РЕАКЦИИ АЛКАНОВАлканы отличаются низкой реакционной способностью и вступают в реакции только трех типов, причем только один из них может быть использован для получения других органических веществ в лаборатории. ГорениеГорение определяется как реакция с кислородом, протекающая при высокой температуре. При горении алканов образуются диоксид углерода и вода. Органические молекулы разрушаются, но, поскольку при этом выделяется теплота, горение алканов используют как источник энергии:
При сгорании
Рис. 3-1. Энергетическая диаграмма горения метана Закон сохранения энергии гласит, что она не может возникнуть из ничего и не может исчезнуть бесследно. Общая энергия реагентов до реакции должна быть равна общей энергии продуктов после реакции. Следовательно, теплота, выделяющаяся в реакции, должна быть запасена в молекулах кислорода и метана. Следовательно, продукты реакции — диоксид углерода и вода — должны обладать меньшим запасом энергии, чем реагенты — метан и кислород. Энергия, выделяющаяся в результате реакции, была прежде запасена в химических связях молекул метана и кислорода. Потенциальную энергию, запасенную в химических связях молекулы, иногда назьюают химической энергией. Для горения метана можно записать:
Химические реакции, в которых выделяется много теплоты, используются для получения энергии, необходимой человеку. При горении дизельного топлива, например, выделяется
Пиролиз и крекингВ отсутствие кислорода (чтобы избежать горения) при высоких температурах и в присутствии катализатора длинноцепные алканы разрушаются, образуя углеводороды с меньшей длиной цепи (символ
Подробности этой реакции и ее промышленное значение будут обсуждаться ниже в разделе о переработке нефти. Пиролиз алканов широко применяется в промышленности и почти никогда не используется в лабораторных синтезах. Реакции с галогенамиПри галогенировании алканов получаются галогеналканы (алкил-галогениды), важные как сами по себе, так и для синтеза других типов органических соединений:
Это справедливо для хлора и брома, но не для иода. "Катализатором" этой реакции служит свет, что показайо символом Рассмотрим теперь механизм галогенирования. Под механизмом понимают последовательность элементарных стадий, через которые проходит реакция. Общепринятым считается следующий механизм галогенирования. Стадия инициирования:
Стадия развития цепи:
Стадия обрыва цепи:
Реакция начинается с того, что под действием света небольшое число молекул галогена диссоциирует на два свободных радикала (см. гл. 1) (стадия а). Эти свободные радикалы, будучи чрезвычайно реакционно-способными, отрывают атомы водорода от молекул алканов
В молекуле этана все атомы водорода эквивалентны - все они первичные и находятся на конце цепи. В более сложных случаях, например, в молекуле 2-металбутана имеется несколько типов атомов водорода;
Здесь имеется два типа первичных атомов водорода (на концах цепи), вторичные водородные атомы (при атоме углерода в середине цепи, связанном с двумя другими углеродными атомами) и, наконец, третичный атом водорода (при атоме углерода в месте разветвления, связанном с тремя другими углеродными атомами). При галогенировании алканов легче всего замещаются на атом галогена третичные атомы водорода, труднее замещаются вторичные, и еще труднее первичные водородные атомы. Особенно велика разница в реакционной способности первичных, вторичных и третичных атомов водорода в реакции бромирования. Например
В принципе, соотношение продуктов бромирования или хлорирования алканов можно рассчитать, но этот вопрос выходит за пределы настоящей книги. Достаточно будет, если Вы запомните, что при галогенировании, в особенности при бромировании, в первую очередь замещаются третичные атомы водорода. Если в молекуле алкана имеются только вторичные и первичные атомы водорода, то замещению подвергаются вторичные атомы:
Селективность реакции галогенирования определяется относительной стабильностью нескольких возможных свободных радикалов. Устойчивость алкильных свободных радикалов Ниже показаны четыре радикала, которые могут образовываться из
Энергетический профиль реакцииЭнергетический профиль реакции бромирования метана, типичной реакции галогенирования алканов, показан на рис. 3-2. Пока от Вас не требуется умения составлять такие графики. Необходимо, чтобы Вы научились читать и понимать их. Похожие диаграммы будут часто использоваться в этой книге для объяснения тех или иных конкретных фактов. По вертикальной оси отложена потенциальная энергия различных частиц, участвующих в реакции. На каждой стадии рассматриваемого механизма происходит разрыв одной связи и образование другой. Каждая стадия включает переходное состояние В реакции бромирования метана, как показано на рис. 3-2, первая стадия - самая медленная, так как имеет высокую энергию активации (кликните для просмотра скана) Вторая стадия протекает быстрее, так как ее энергия активации В условиях реакции продукты реакции всегда имеют более низкую энергию, чем реагенты. Эта разница в энергии носит название свободной энергии Гиббса
|
1 |
Оглавление
|